Версия для печати
Суббота, 13 сентября 2014 00:00

Агломерация

Автор

Автор неизвестен

Об изысках агломерации,или Новейший сценарий

развития Новосибирской области

 Статья взята с сайта московской компании «Гипрогор» Ссылка на источник

Ссылка на первоисточник: журнал «Совет директоров Сибири» к сожвалению недоступна, поэтому автор неизвестен.

Об изысках агломерации,или Новейший сценарий развития Новосибирской области

 Современный мир достиг предельной урбанизации — более 50 процентов населения проживает в городах. В России цифра еще выше — 75 процентов. Ярким трендом на этом фоне становится активное развитие агломерации, которая во всем мире рассматривается как инструмент создания комфортной среды для ведения бизнеса и экономического сжатия территорий.

Тема агломераций, еще совсем недавно интересовавшая лишь узкий круг специалистов, оказалась у всех на слуху, после того как Минрегионразвития заявил, что крупные городские агломерации должны стать частью долгосрочной стратегии развития России. И для обеспечения высоких темпов экономического роста страна обязана перейти к развитию инновационных технологий и постиндустриальному типу производства, а городские агломерации должны стать средоточием этих процессов и источниками конкурентоспособности России в глобальной экономике.


Взгляд в будущее

Консолидированная схема территориального планирования агломерации разрабатывается и в Новосибирской области. Соответствующий контракт на ее проработку заключен администрацией Новосибирской области с московской компанией «Гипрогор», ставшей победителем в объявленном конкурсе.
Компания выступает в консорциуме с Сибирской государственной геодезической академией, СибНИИ градостроительства, Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН, консалтинговой компанией «Корпус», консалтинговой группой РОССПА и международной компанией Arup (Великобритания), специализирующейся на проектах агломераций и ведущей экспертное сопровождение сибирского проекта. Такой высокопрофессиональный коллектив собран с одной целью — профессионально решить поставленную перед ним задачу. Жесткие сроки обязывают всего лишь за полгода провести интенсивный сбор данных и обсудить разработанную документацию

На семинаре, организованном министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области по поводу разработки проекта, генеральный директор ОАО «Гипрогор» Михаил Грудинин подчеркнул значимость этого глобального проекта для нашей области:

«Когда-то Сибирь являлась отдельным государством, печатающим свою монету по указу Екатерины Второй. Сегодня же в новых российских реалиях, когда Сибирь из окраины России и ее сырьевого запаса становится мостом взаимодействия с Азиатско-Тихоокеанским регионом, образовалась благоприятная ситуация для качественной организации территории и создания генерального плана большого Новосибирска. Это единая судьба всех муниципальных образований. Обезлюдение территории Сибири приобретает почти катастрофическую динамику — население «стекает» к югу и движется на запад. И для предотвращения последствий проект территориального развития может сыграть главенствующую роль».

Потребность Сибири в агломерации, по мнению специалистов, крайне велика. Ведь в отличие от соседних регионов, Новосибирская агломерация — по-настоящему столичная. Это крупнейший транспортный узел, промышленный и научно-образовательный центр, занимающий центральное географическое положение и, что немаловажно, имеющий благоприятные экологические условия для жизни.
Присутствующие на семинаре разработчики схемы территориального планирования и представители муниципальных образований, которые должны будут войти в Новосибирскую агломерацию, говорили о том, что такое агломерация и что она принесет, в результате, Новосибирской области.

«Новосибирск психологически всегда был столицей, — подчеркнул руководитель проекта Новосибирской агломерации, первый заместитель генерального директора ОАО «Гипрогор» Сергей Бычков. — Но сегодня следует найти дополнительный вектор для развития всего региона. Таковым и достаточно сильным оказался Транссиб. Следующим этапом, безусловно, должен стать крупный авиационный узел. Мы говорим о формировании именно города, подтянув к нему новые виды транспорта, поселения и новые рабочие места. У нашего коллектива имеется богатый опыт проектов планировки, среди которых — выполненные в кратчайшие сроки олимпийские объекты в Сочи и для АТЭС во Владивостоке. В Новосибирске, на наш взгляд, ситуация уникальна, и задачу, стоящую перед нашей командой, включая английских коллег, можно решить нестандартным образом и на высоком уровне. Конечным результатом нашей работы должно стать качественное улучшение жизни населения, повышение инвестиционной привлекательности и стабильность развития области за счет совместного развития муниципальных образований, входящих в состав Новосибирской агломерации».

Готовая концепция, определяющая порядок развития районов, входящих в Новосибирскую агломерацию, уже в апреле будет представлена для обсуждения. А пока проводится сбор данных. От них зависят изучение и комплексный анализ перспектив развития объекта проектирования, включающий учет экономических, социальных, инженерных, транспортных и экологических факторов, которые необходимы для разработки проектной документации. К сожалению, в отличие от органов исполнительной власти, муниципальные образования не спешат делиться информацией с рабочей группой — от районов подано не более 60 процентов документов по вопросу территориального планирования в Новосибирской области.

Тем не менее заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Вячеслав Селиверстов, хотя и имеет к рабочей группе несколько напутствий, считает, что эта работа «обречена» на успех.

«Разработка Схемы — не просто нужный власти документ, а осознанная необходимость и для власти, и для города, и для муниципального образования, — отметил он. — И здесь возникает вопрос, для чего предназначена Схема планирования — для внутреннего или внешнего пользования, для привлечения внешних инвесторов и улучшения имиджа территории или все-таки для совершенствования системы регионального и муниципального управления, для взаимодействия с бизнес-сообществом на данной территории или для того, чтобы показать населению перспективу развития территории? Важно, разрабатывая этот документ, исходить из той установки, что развитие Новосибирской агломерации не должно оттягивать ресурсы от остальных территорий области с учетом всех имеющихся колоссальных диспропорций. Поэтому нужно заранее прорабатывать механизмы, когда ориентация на развитие Новосибирской агломерации должна способствовать и развитию остальных территорий Новосибирской области. Наш принцип состоит в том, что перспектива развития Новосибирской агломерации должна оцениваться с позиции всей страны и всей Сибири. Позиционирование этой территории и Новосибирской агломерации оказывает сильное влияние на общероссийские тенденции. Мы должны ориентироваться на эффективное использование кластерной политики, и Новосибирская агломерация должна развиваться именно по кластерному типу. Эти кластеры уже достаточно четко оформлены и должны не только стать инновационно направленными, но и являться региональными точками роста, дополнением новой кластеризации за счет возрождения машиностроительного комплекса региона».

Представители британской компании Arup, оказывающей комплексные услуги по планированию и проектированию различных объектов, связанных с созданием среды жизнедеятельности, называют агломерацию логическим продолжением процесса урбанизации и естественным процессом, затрагивающим любое развитое общество, когда пространственный рост городов выражается не просто в показателях плотности, размера, численности населения и размера ВВП, но и в качественных изменениях самой структуры расселения, взаимоотношений между городами и прилегающими территориями, а также изменениями структуры управления, способов планирования, мониторинга, осознания и понимания этих территорий. В практическом каждодневном управлении вопрос агломерации возникает тогда, когда город достигает какого-то лимита своего территориального развития и ему становится тесно в существующих границах. При этом возникают вопросы размещения важных объектов инфраструктуры, транспорта, мест захоронения отходов и всех тех объектов, которые занимают немало территорий, но для которых уже становится столь проблематичным найти место. Поэтому город вынужден выстраивать отношения с прилегающими муниципалитетами.

«Мы проанализировали различные политические и управленческие схемы, — поделился своим мнением специалист по градостроительному проектированию британской компании Надир Киносьян, — и они показывают, что способы управления и организации могут быть принципиально различными. Это не значит, что какая-то система наиболее успешна — у каждой есть свои недостатки и свои положительные качества. Например, в США существующая фрагментарная раздробленная административная система становится в определенный момент препятствием для решения общегородских задач, связанных с координацией развития, с функционированием систем жизнеобеспечения, с модернизацией транспортной системы, созданием новых площадок. Каждый муниципалитет обладает суверенитетом в вопросах землепользования, стратегического развития и бюджетирования, поэтому координация дается очень трудно. В США имеется такой механизм, как метрополитенские статистические зоны, существующие для статистических целей, но не обязывающие никого к сотрудничеству или кооперации. А примеры кооперации в США достаточно редки и связаны с теми ситуациями, когда крупный муниципалитет поглощает прилегающие муниципалитеты или строит свои отношения на договорных основах. В Нью-Йорке, к примеру, существует единое унитарное правительство, хотя в других городах такого правительства нет.

В Китае муниципалитеты обладают большой операционной самостоятельностью, и города фактически выполняют роль корпорации развития частного инвестирования. Особенно это проявляется на восточном побережье Китая, где процесс урбанизации проходит в ускоренном темпе».

Создание комфортной городской среды, по мнению Надира Киносьяна, является одним из важнейших требований к созданию агломерации, поскольку комфортные условия — это залог привлечения трудовых ресурсов, особенно если ставка делается на высокотехнологичное производство и высокотехнологичные кластеры, прочно связанные между собой исследованиями, образованием и производством.


Новый вектор развития — аэротрополисы

Мощными магнитами, притягивающими бизнес, становятся крупные аэропорты. Они превращаются в эпицентры строительства коммерческой и жилой недвижимости. Новые ядра городской активности начинают соперничать с деловыми районами, традиционно расположенными в городских центрах.

Застройка аэротрополисов располагается вокруг крупных аэропортов, превращая их из чисто транспортных сооружений в сложные полифункциональные организмы — «аэропорт-сити».

Аэротрополисы представляют собой конгломерат обособленных кластеров, расположенных на расстоянии до 30 километров от аэропорта и «подключенных» к нему сетью автобанов и железных дорог. На начальном этапе формирования такие аэрогорода образуют линейную структуру, вытянутую вдоль главных транспортных коридоров. Однако в процессе развития кластеры застройки срастаются в плотный «ковер».

Время и стоимость перемещения людей и грузов в аэропорты и обратно в город становятся ключевым фактором, определяющим стоимость недвижимости. Если раньше во главу угла ставилось местоположение, то сегодня это прежде всего доступность. Так, в США цена земли и недвижимости, прилегающей к аэропортам, растет быстрее, чем цена других территорий, включая центральные деловые районы.

«В зону опережающего развития придет бизнес, жилой комплекс и новые высокотехнологичные производства, — уверен Сергей Бычков. — Идея американцев по созданию аэротрополисов распространяется по всему миру, и один формируется в Домодедово. Первая волна развития городов шла вокруг морских портов, вторая вокруг рек и каналов, третья вокруг железнодорожного сообщения, к примеру, рожденный Транссибом город Новосибирск. В XXI веке основным вектором развития городов называют создание мощных авиационных узлов, на что сегодня больше всех из российских городов претендует Новосибирск. Толмачево имеет серьезные резервы для дополнительного развития, ремонта судов, обучения персонала и создания гостиничных комплексов. Планируемый аэросити должен стать крупным новым городом на 100 тысяч жителей».

Но создание крупного узла, по мнению специалистов британской компании Arup, потребует революционных перемен в транспортной агломерации из-за необходимости качественного сообщения между аэротрополисом и центром агломерации. И здесь нужно все грамотно распланировать, чтобы не построить заранее убыточную, скажем, железную дорогу, не привлекающую достаточного потока пассажиров.

Что касается проблем на дорогах, то Новосибирск знает о них не понаслышке. И, по словам британских коллег, изучающих транспортную проблему крупных городов, она не всегда бывает связана с отсутствием дорог. Просто необходимо лучше, на их взгляд, управлять имеющимися дорогами. Нельзя заставлять людей пересаживаться на общественный транспорт — это дело добровольное. Нужно просто создавать условия, позволяющие решать проблемы. Для Новосибирска весьма актуальным является сообщение через реку, а именно мосты, которых в городе явно недостаточно. Так, по мнению разработчиков проекта, Новосибирску требуется не менее двенадцати мостов, ведь именно они впоследствии должны будут связать сушу и воду, сделав их единым пространством и организмом.

Вот как решаются такие проблемы в других государствах.

Варшава, где проживает свыше двух миллионов человек, тоже сталкивалась с серьезными пробками на дорогах. Для решения проблемы на трех мостах, которые соединяют центр с пригородом, выделили полосы для общественного транспорта, сократив пропускную способность для автомобилей, но при этом существенно увеличили качество системы общественного транспорта. Уже через пару лет автомобильный поток заметно поредел, а пассажиропоток — возрос. Теперь и заторов на мостах нет, и транспортное сообщение всех устраивает.

В крупных городах Европы находят и другие пути решения управления областным транспортом. К примеру, пассажир, купивший билет на один вид транспорта, в течение всего дня может пользоваться с его помощью всеми остальными: и маршруткой, и электричкой, и городским транспортом.

Для решения аналогичного вопроса в Новосибирской области рабочая группа предлагает в том числе ввести единую систему управления организацией движения транспортных потоков. Нужно осуществлять контроль, анализ и мониторинг дорожной ситуации с учетом времени суток и погодных условий. Но, к сожалению, в Новосибирске отсутствует структура моделирования. Никто и никогда не интересовался, куда и в каком количестве разъезжаются пассажиры с конечных транспортных остановок.


Сибирский мегалополис

Профессиональным взглядом на формирование столичного мегаполиса Сибирской зоны Российской Федерации поделился главный архитектор проекта, он же — главный архитектор ОАО «Гипрогор» Константин Неустроев. Под агломерацией, на его взгляд, понимается скопление городов в радиусе транспортной доступности. Но дело не только в самой агломерации, а в принципе агломеративного подхода к градостроительным образованиям. И такая агломерация, как Новосибирск, разделяется на три части: корона, внешний пояс и секторы, расширяющие территорию.

«Но сегодняшнее представление об агломерации таково, будто она не имеет статуса, границ и формируется путем соглашений между муниципальными районами и образованиями, — считает Константин Неустроев. — Я убежден, что не может быть градостроительного образования без границ. Сформировав основную часть агломерации вокруг Новосибирска, ряд образований окружат это так называемое ядро, а на юге, где расположены Бердск и Искитим, в свою очередь, начнет формироваться еще одна агломерация».

Что касается внешних связей, то, по мнению Неустроева, в городе очень слабо задействована трансконтинентальная трасса — Северный обход. При этом вовсе отсутствуют Южный и Восточный обходы, хотя именно на этих направлениях отмечается повышенное напряжение. Поэтому транспортный приоритет для города должен стать задачей номер один.

По плану Новосибирская агломерация расположится на территории в радиусе 50 километров от границ Новосибирска. В проект схемы планирования помимо Новосибирска войдут Бердск, Искитим, Кольцово, Обь, а также районы — Искитимский, Колыванский, Коченевский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский и Тогучинский. И жителей муниципальных образований, прежде всего, интересует вопрос, не исчезнут ли с карты их города и поселки. Но разработчики проекта заверили, что потеря самостоятельности не грозит ни городам-спутникам Новосибирска, ни районным образованиям. Ведь принцип агломерации достаточно лоялен и предполагает эффектную связь на основе соглашений и взаимодействия районов и органов местного самоуправления. Свод экономических и благоустроительных правил будет единым для всей территории будущей агломерации. Всего в потенциальную площадь агломерации войдет территория более 18 тысяч квадратных километров с численностью населения более 1900 тысяч человек.

Приоритетами для районов, согласно философии создания агломерации, должны стать возрождение промышленности, улучшение качества жизни сельского населения, создание транспортной и информационной инфраструктуры, развитие индустрии туризма и отдыха.

Одним из участников крупнейшего межмуниципального проекта является Мошковский район, половина трудоспособного населения которого пока что ездит на работу в Новосибирск. Местные жители смеются, что Северный объезд построили специально для них. А активно развернувшееся в районе строительство коттеджного и многоквартирного жилья уже к 2020 году приведет к дефициту школ и детских садов. Население с каждым годом растет, работы на всех не хватает, и на этом фоне территориальное планирование вызывает у районных властей справедливые опасения. Чем станет район для агломерации? Придатком, источником рабочей силы или получит свое развитие? На это члены рабочей группы ответили, что своей целью они видят объединение усилий и создание условий для проживания людей. Нужно развивать земли, создавать обслуживающие предприятия, строить многофункциональные центры и искать новые направления по конкретным потребностям. Вот только незадача: процесс расселения области никем не контролируется, и проблемы, в результате, ложатся на районы.

Не секрет, что закрытие большинства градообразующих предприятий поставило область на грань катастрофы, избежать которой удалось только благодаря близости города, ставшего основным источником заработка для многих людей, проживающих в пригороде Новосибирска. Но при грамотном управлении агломерационными процессами можно получить от них большие выгоды. Создание единой агломерации позволит подвести под хаотичный процесс правовую и экономическую базу, что приведет к всплеску экономической активности и повышению уровня жизни на всей территории агломерации. Иными словами, речь идет о повышении эффективности их деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта — синергии.

Безусловная цель агломерации — получить более сбалансированный рынок труда на территории всей области. Ведь не случайно самым простым является определение: «Агломерация — это компактная пространственная совокупность поселений, объединенных интенсивными производственными и культурными связями». Главными же преимуществами агломерации становятся возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах, и более широкий, чем в отдельном поселении, выбор места работы.

Как подчеркнул в своем докладе на пленарном заседании в рамках выставки «СтройСиб» министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области Денис Вершинин, «в современных условиях агломерация дает возможность повышения эффективности использования трудового потенциала, наращивания человеческого капитала, повышения качества жизни. А это мощные факторы роста конкурентоспособности и привлекательности территориальных систем. Посредством реализации проекта мы способны получить взаимосвязанный синергетический эффект развития этой территории. Кроме того, в рамках развития агломерации и задач по схеме территориального планирования нам предстоит решить задачу определения органа управления этой агломерацией».

Разумеется, создание агломерации — дело не одного дня, а потому впереди нелегкий путь решения многих непростых вопросов, громких совещаний, круглых столов и обсуждений, в том числе и на страницах нашего журнала. И как выразил надежду один из участников рабочей группы по разработке проекта, к завершению совместной работы, на заключительной стадии ее обсуждения, возможно, родится единая команда из разработчиков и заказчиков, говорящих на одном языке.

Источник: журнал «Совет директоров Сибири» (ссылка на статью)

Прочитано 3766 раз