Воскресенье, 12 декабря 2021 18:40

Путин утвердил бюджет на 2022 год

 Президент Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2022 и плановый период 2023-24 годов. Правительство заложило в него сокращение расходов на здравоохранение, социальную политику и экономику. В общей сложности власти сэкономят 640 млрд руб., но почти все сэкономленные средства будут перенаправлены на «национальную безопасность и правоохранительную деятельность».

Путин утвердил ужатый бюджет

  • Правительство Михаила Мишустина представило бюджет 2022-24 годов осенью. Госдума приняла его в качестве закона в третьем и окончательном чтении 24 ноября. Затем Совет федерации одобрил его 1 декабря. Наконец, 7 декабря президент Владимир Путин подписал закон о бюджете, сообщает ТАСС.

  • Согласно документу, правительство ждет, что нефть в 2022 году будет стоить 62,2 доллара за баррель, а курс доллара составит 72,1 руб. При таких параметрах Минфин должен собрать в бюджет 25,021 трлн руб. налогов (на 1,239 трлн руб. больше, чем в текущем году). Однако расходы будут увеличены лишь на 263 млрд руб. – до 23,694 трлн. Таким образом, в бюджете останутся 1,327 трлн руб., которые пойдут в Фонд национального благосостояния.

  • Несмотря на пандемию и рост доходов, на здравоохранение будет выделено на 117 млрд руб. меньше, чем в 2021 году – 1,245 трлн руб. То же самое касается социальных статьей – они сокращены на 371 млрд руб., до 5,837 трлн.

  • Секвестр затронул и развитие экономики. На эти цели будет направлено на 152 млрд руб. меньше – 3,461 трлн. Больше всего пострадают госпрограмма развития авиапрома (с 113,2 до 42,3 млрд руб.), развития атомной энергетики (на 32 млрд руб.), космической деятельности (на 40 млрд) и радиоэлектронной промышленности (на 12,9 млрд).

  • Сэкономленные 640 млрд руб. преимущественно будут направлены на «национальную безопасность и правоохранительную деятельность». Совокупный бюджет МВД, Росгвардии и ФСИН вырастет с 2,384 до 2,799 трлн руб. Рост на 17% станет рекордным с 2012 года. Расходы на национальную оборону увеличатся на 129 млрд руб., до 3,51 трлн.

  • На работу президента в 2022 году бюджет потратит 14,7 млрд руб. (в текущем году – 15,9 млрд), на правительство – 8,59 млрд руб. (против 8,55 млрд), на Совет Федерации – 6,6 млрд (против 6,58 млрд), а на Госдуму – 12,4 млрд (против 13 млрд). Госпропаганда обойдется в 110 млрд руб. (+5 млрд). На 100 млрд руб. вырастут расходы на охрану окружающей среды.

  • Профицит бюджета не станет помехой для наращивания государственного долга – он вырастет на 2,011 трлн руб. Одновременно с этим с 1,156 до 1,403 трлн руб. вырастет сумма, которую бюджет должен отдавать в виде процентов по долгу. На профицит в 1,327 трлн руб. и занятые 2,011 трлн руб. Минфин закупит валюту, чтобы пополнить ФНБ. «Кубышка» властей должна увеличиться до 16,477 трлн руб. к 2023 году

     

    © Екатерина Штукина/POOL/ТАСС

    Президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2022 год и плановые 2023–2024 годы.

    В основу бюджета, как и прежде, лег базовый прогноз социально-экономического развития страны на соответствующий период. Нынешний предусматривает, что мировая экономика начнет активно восстанавливаться, а в России на фоне массовой вакцинации пандемия коронавируса будет оказывать все меньшее влияние. В результате отечественная экономика в 2022–2024 годах должна расти на 3% ежегодно. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в свою очередь назвал этот прогноз оптимистичным и отметил, что за него еще надо побороться.

    Рассказываем об основных параметрах главного экономического документа страны.

    Что такое федеральный бюджет?

    По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.

    С одной стороны, бюджет отвечает за то, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько в стране соберут налогов, а сколько она заработает на экспорте нефти.

    Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

    Подробнее о том, сколько стадий федеральный бюджет проходит до того, как вступит в силу, рассказываем в нашем спецпроекте.

    Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2022 год?

    При подготовке бюджета на 2021 год власти предполагали, что он останется дефицитным по крайней мере до 2024 года. Но сейчас они планируют, что и 2022, и 2023 годы станут профицитными. 

    Так, в следующем году доходы составят 25,01 трлн рублей, расходы — 23,69 трлн рублей, а профицит соответственно — около 1,32 трлн рублей. При этом в процентном отношении к объему ВВП траты снова сократятся — с 19,3% ВВП в текущем году до 17,8% ВВП в 2022 году, когда он составит 133,3 трлн рублей. 

    Для сравнения, по предварительной оценке, в 2021 году доходы бюджета оказались на уровне 23,782 трлн рублей, расходы — 24,058 трлн рублей, а дефицит — примерно 275,7 млрд рублей.

    Но цифры могут меняться — власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения.

    Что означает профицит бюджета? Это же хорошо?

    Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

    Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.

    И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья. 

    В обоих случаях главным образом важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году дефицит составил 3,8% ВВП, в 2021 году — 0,2% ВВП, и в 2022 году профицит планируется на уровне 1% ВВП.

    Что тогда будет с государственным долгом?

    В допандемийном 2019 году российский чистый государственный долг стал отрицательным. То есть если бы России в одночасье понадобилось закрыть все свои долги, она бы смогла это сделать. Но уже к лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям. А по итогам года он вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составило 17,7% от ВВП. 

    В 2021 году он продолжил расти — до ориентировочно 22,104 трлн рублей — и будет увеличиваться и дальше — до 25,925 трлн в 2022 году и 28,765 трлн рублей и 31,939 трлн рублей в 2023–2024 годах соответственно. 

    Но сам по себе госдолг больше макроэкономический показатель. Например, в 2020 году его изменение показывало, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии. По-настоящему, по мнению многих экономистов, ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Оно в текущем году составит 17,8%, а следующие годы будет оставаться около 20–21%. Что, как неоднократно подчеркивал министр финансов Антон Силуанов, остается безопасным и одним из самых низких уровней в мире. При этом уровень безопасности госдолга зависит от многих факторов: например, от стоимости обслуживания, валютной структуры, кредиторов и т.д. Подробнее о российском госдолге можно почитать здесь.

    Какой будет инфляция?

    Правительство ожидает, что цены в 2022 году вырастут в среднем на 4%. Это та цель, к которой стремится ЦБ, проводя денежно-кредитную политику и меняя ключевую ставку. 

    Регулятор постоянно корректирует прогноз по инфляции. По его оценкам, в октябре 2021 года ее годовой показатель достиг 7,4–7,9%, в 2022 году он должен снизиться до 4–4,5% и в дальнейшем оставаться у целевых 4%.

    А чего ждать от курса рубля?

    По базовому прогнозу власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 72–74 рублей. В среднем 72,1 рубля за доллар в 2022 году, 72,7 рубля — в 2023 году и 73,6 рубля — в 2024 году.

    При этом "в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что, с одной стороны, позволит поддержать конкурентоспособность российского несырьевого экспорта, с другой — будет способствовать стабилизации внутренней ценовой ситуации".

    Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько будет стоить нефть?

    В 2022 году нефтегазовые доходы составят 9,542 трлн рублей, ненефтегазовые — 15,479 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 38,1%. 

    При этом по отношению к объему ВВП ненефтегазовые доходы ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11,5%, а нефтегазовые снизятся — с 6,8% в 2021 году до 5,7% в 2024 году. Власти связывают это с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения. При этом доля нефтегазовых поступлений в общем объеме доходов следующие три года тоже будет сокращаться — до 33,2% в 2024 году. 

    Законопроект предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $62,2 за баррель в 2022 году и $58,4 и $55,7 в 2023–2024 годах соответственно. При этом бюджетное правило предполагает, что документ сверстан исходя из стоимости Urals $44,2 в 2022 году. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). 

    В 2019 году российская нефть стоила в среднем $63,59 за баррель, в 2020 году — только $41,73 и, как предполагает проект федерального бюджета, $66 в 2021 году.

    При этом российские власти признают, что спрос на нефть может больше и не восстановиться до уровней 2019 года. Этому будет способствовать набирающая силу тенденция энергоперехода экономик разных стран, которая приведет к изменению мирового энергетического баланса.

    Кроме того, проект бюджета предусматривает, что средняя контрактная цена на газ в 2022 году останется на уровне 2021 года — $208 за тыс. куб. м. А вот уже в 2023–2024 годах ожидается снижение.

    Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 5,27 трлн рублей, а импортного — 3,673 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,447 трлн рублей, внутренние акцизы — 1,041 трлн рублей, импортные — 140,3 млрд. На НДФЛ придется 186,9 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 829,2 млрд рублей.

    Каким будет ФНБ? Средства из него будут на что-нибудь тратить?

    Согласно подготовленному законопроекту, 3,2 млрд рублей пойдут на софинансирование добровольных пенсионных накоплений россиян. Это, собственно, одна из целей существования фонда. 

    Также деньги из него можно тратить и на покрытие бюджетного дефицита, но этого власти следующие три года делать не планируют.

    Кроме того, когда объем фонда превышает 7% ВВП, излишки выше этого значения Минфин может инвестировать на цели, связанные с финансированием роста экономики страны. В течение следующих трех лет из ФНБ планируется инвестировать более 2,5 трлн рублей. Эти деньги вложат в том числе в развитие инфраструктуры — автомобильной и железнодорожной, а также в переработку сырья и обновление парка воздушных судов.

    В настоящий момент правительство рассматривает возможность повысить порог инвестирования ФНБ — с 7 до 10%.

    Объем ФНБ на 1 декабря 2021 года составил 13,886 трлн рублей, или 12% ВВП. И правительство рассчитывает увеличить его до 23,267 трлн рублей к концу 2024 года.

    И как государство собирается тратить деньги?

    Новый бюджет на 2022–2024 годы предусматривает значительное увеличение расходов на выполнение обязательств перед гражданами России, подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин. 

    Так что традиционно самые большие расходы планируются в разделе "социальная политика" — 5,837 трлн рублей, или 24,6% от общего объема бюджетных трат. 

    На втором месте — национальная оборона с расходами 3,51 трлн рублей в 2022 году. На третьем — экономика: 3,461 трлн рублей. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность оказались на четвертом месте — 2,799 трлн рублей, и замыкают пятерку направлений по тратам "общегосударственные вопросы" — 1,885 трлн рублей. Это те деньги, которые идут на обеспечение, например, работы аппарата президента, законодательных и исполнительных органов власти, судебной системы, а также на проведение выборов и т.п.

    На образование и здравоохранение планируют направить примерно по 1,2 трлн рублей соответственно.

    При этом каждое из таких направлений состоит еще из подразделов. Например, "социальная политика" включает пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения, охрану семьи и детства и другие вопросы национальной политики. И главная задача бюджета на следующие три года, по словам Михаила Мишустина, — "адресная поддержка людей, прежде всего семей с детьми, всех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, нуждающихся, одиноких родителей".

    Финансирование национальных проектов вырастет — с планировавшихся ранее 2,5 трлн рублей до 2,74 трлн рублей.