Суббота, 13 февраля 2016 00:50

Фундаментальная наука на грани срыва

Автор

Автор: Николай Иванович Лапин – член-корреспондент РАН, советник РАН, руководитель Центра Института философии РАН.

Почему неприемлемы новые проекты реструктуризации научных исследований в России и какие проекты необходимы

Статья перепечатана с сайта независимой газеты   

                      

 Дата публикации:  27.05.2015

 

Владимир Фортов и руководитель ФАНО Михаил Котюков на Общем собрании РАН в марте 2015 года. Фото Валерия Шарифулина/ТАСС

 

 

29 мая в Москве в Российской академии наук пройдет третья конференция научных работников. В работе конференции примут участие представители научных центров со всех регионов РФ, а также руководители ведомств, причастных к управлению наукой: Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), Российская академия наук, Российский научный фонд, Министерство науки и образования РФ.

Конференция созывается экстренно, так как закончилось действие моратория на кадровые и имущественные преобразования в сфере науки, введенного Владимиром Путиным осенью 2013 года. В связи с этим Минобрнауки и ФАНО разработали ряд документов, которые вызывают крайнюю обеспокоенность научного сообщества. По мнению ученых, цель этих документов – «перевести всю российскую науку исключительно на конкурсное финансирование».

Оргкомитет постоянно действующей конференции научных работников обратился с открытым письмом к председателю правительства Дмитрию Медведеву с просьбой отложить утверждение ряда подготовленных Минобрнауки РФ и ФАНО РФ документов. Речь идет прежде всего о проекте распоряжения правительства Российской Федерации «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период», проекте ведомственного приказа «Об утверждении методических рекомендаций по распределению субсидий, предоставляемых федеральным государственным учреждениям, выполняющим государственные работы в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности» и проекте плана реструктуризации научных организаций.

Мне бы хотелось высказать некоторые соображения, которые, возможно, окажутся полезными и будут приняты во внимание лицами, принимающими решения по реформе науки в России.

Фундаментальный провал

Итак, проект Минобрнауки «О программе фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период».

Минобрнауки представило этот проект новой программы правительству РФ для утверждения со ссылкой на Указ президента России от 7 мая 2012 года, Федеральный закон № 253 «О Российской академии наук…» и другие законодательные акты. При этом проект распоряжения правительства РФ отменяет действующую программу на 2013–2020 годы.

Однако отсутствует упоминание о поручении президента России, которое он сформулировал на заседании Совета по науке и образованию 8 декабря 2014 года: «Напомню, что общий объем финансирования Программы фундаментальных научных исследований на период до 2020 года составляет более 834 млрд руб. Это действительно серьезные средства, и их нужно использовать с максимальной отдачей для страны. Считаю, что в эту программу следует внести необходимые дополнения и коррективы с учетом долгосрочных приоритетов научного и технического развития страны. Просил бы такие приоритеты определить».

Таким образом, поручение президента России вовсе не отвергает действующую программу и не предлагает создать новую программу. Следовательно, инициатива Минобрнауки не соответствует поручению президента России. Более того, процедура представления проекта противоречит Закону РФ № 253 о Российской академии наук: согласно ст. 17 этого закона, проект такой программы должна представлять РАН, а не министерство. Следовательно, представление новой программы неправомерно.

В обсуждаемом проекте содержание программы представлено формально, в виде рубрикатора областей и направлений имеющихся (современных) знаний, но не ключевых проблем, требующих исследования. Вместо предусмотренного ФЗ № 253 плана проведения исследований как части программы назван лишь порядок его ежегодного формирования. Целевые показатели реализации программы ориентированы на наукометрическую оценку, несмотря на убедительную критику такого подхода многими российскими и зарубежными учеными.

Отсутствует предусмотренное ФЗ № 253 обоснование размеров бюджетных ассигнований по областям науки. Это может привести к значительному свертыванию научных учреждений и исследований по ряду областей. Например, на общественные науки в 2015 году предполагается выделить  Российскому научному фонду, Российскому фонду фундаментальных исследований, Российскому гуманитарному научному фонду  3220 млн руб., а организациям по ведомству ФАНО  2199,8 млн руб. То есть на все научные учреждения ФАНО (а это все институты РАН) в области общественных наук предусмотрено менее 70% ассигнований научным фондам на содействие развитию этих же областей.

Иными словами, содержательная, проблемно-аналитическая работа по подготовке программы собственно исследований не выполнена. Между тем исходные материалы и данные для ее выполнения имеются в ежегодных докладах РАН президенту России, правительству РФ, Общему собранию РАН, включая «Доклад о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2014 году», представленный в марте 2015 года.

Структуризация в суперучреждениях

Теперь несколько замечаний по проекту документа ФАНО, который называется План структуризации научных организаций.

ФАНО так сформулировало цель плана: «Укрупнение научных организаций происходит с целью приведения в соответствие числа научных сотрудников, работающих в данном направлении, и финансовых средств, выделенных для развития конкретного направления научных исследований» (раздел 5).

Как это будет сделано и делается ли уже? «Путем присоединения, слияния, ликвидации, разделения, выделения, преобразования» существующих научных организаций. Однако в плане имеются предложения только о «присоединении, слиянии, ликвидации». Реализация только первых групп «интеграционных проектов» предполагает появление 24 укрупненных организаций вместо почти 200 научных центров, институтов.

Особенно печальны будут результаты интеграции региональных научных организаций в федеральные суперучреждения. Во-первых, подчас объединяются предметно разнородные институты (например, во Владикавказе математический, биомедицинский, геофизический, гуманитарных и социальных исследований, скифо-аланских исследований, горного и предгорного сельского хозяйства). Во-вторых, существующие институты не только теряют статус юридических лиц, но и выходят из-под юрисдикции субъектов РФ, оказываясь в федеральном ведении, то есть утрачивают важные функции социокультурной интеграции регионов, в том числе национальных республик и отдаленных от центра территорий.

Уже запланировано ликвидировать  путем слияния 14 научных центров: архангельский, владикавказский, дагестанский, ижевский, иркутский, кабардино-балкарский, карельский, кемеровский, коми, кольский, красноярский, челябинский, удмуртский, южно-уральский. Ведутся переговоры-уговоры с руководством других центров и субъектов РФ.

Реализация этого плана означает монополизацию научных исследований в регионах единственной научной организацией, а научные сотрудники в регионах лишаются возможности выбора места работы. Это приведет к распаду науки во многих регионах. Кроме того, федерализация региональной науки породит новое этнокультурное напряжение в национальных республиках.

В качестве «нового облика сети научных организаций» вместо всем понятных институтов вводятся слабо различимые центры – национальные, федеральные, региональные, тематические, а также  исследовательские и научные. А для общественного (гуманитарного?) знания (уже не наук?) предложены совсем двусмысленные структуры – высшие школы (скорее вузы, чем научные организации?). Нам предлагают закрыть научные организации, изучающие состояние экономики, социальной структуры и духовного мира россиян, их ценностей? Зачем, кому это выгодно?

Хаос по регламенту

Наконец о проекте приказа Минобрнауки «Об утверждении методических рекомендаций по распределению субсидий, предоставляемых федеральным государственным учреждениям, выполняющим государственные работы в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности».

Этот документ регламентирует: сначала следует проводить конкурсный отбор ведущих исследователей на основе их индивидуальных планов (Приложение 4, п. 1. 4). При этом оплата труда ведущего исследователя должна быть не ниже четырехкратного размера средней заработной платы в соответствующем регионе (п. 2. 2).

Сегодня реальная заработная плата научных сотрудников, включая ведущих и главных, гораздо ниже этой нормы. Следовательно, окажется возможным привлечь небольшое число ведущих исследователей, а при поиске источников оплаты труда других научных сотрудников остается надеяться на гранты фондов. Поскольку лишь после конкурса на основе индивидуальных планов следует проводить конкурс проектов, тематика которых имеет статус директивной, это породит неуправляемый хаос в планировании исследований.

Таким образом, многократное сокращение институтов, планируемое ФАНО, надо помножить на многократное сокращение числа сотрудников каждого института, рекомендуемое Министерством образования и науки РФ. Рекомендуемый приоритет индивидуального планирования одновременно с утверждением директивной тематики означает хаос в планировании. Распад науки в регионах будет дополнен ее распадом по всей стране.

Выводы и предложения

В обсуждаемых проектах есть немало других противоречий. Но особенно важно общее во всех проектах безразличие к содержанию научных исследований как получению новых знаний путем выявления и решения научных проблем, имеющих важнейшее значение для повышения благополучия населения, обеспечения безопасности и конкурентоспособного развития России. В последние годы отсутствует даже упоминание о научных проблемах и  достижениях российских ученых в решении этих задач, равно как и прогноз научных исследований.

Рассматриваемые проекты не соответствуют поручению президента России от 8 декабря 2014 года. Их нельзя поддержать, они требуют существенной переработки. Квалифицированно решить эту задачу могут сами ученые прежде всего РАН, как это и предусмотрено Федеральным законом о Российской академии наук.

Приведенных и других аргументов (они множатся) достаточно для того, чтобы поддержать постановление Президиума РАН от 21.04.15 № 87, в котором сказано: «Признать, что концептуальные рабочие материалы по реструктуризации научных организаций, подготовленные ФАНО России, нуждаются в кардинальной переработке»; «В связи с тем, что основные положения проекта Программы фундаментальных научных исследований… не соответствуют сути проводимых реформ науки законодательству Российской Федерации, а также мировой и отечественной практике организации и проведения фундаментальных научных исследований считать нецелесообразным их согласование».

Чтобы противостоять разрушению фундаментальных научных исследований, а также публично защитить честь и достоинство российских ученых, Президиуму РАН необходимо инициировать подготовку следующих проектов и документов.

1. Проект Федеральной целевой программы «Восстановление и развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в Российской Федерации на ближайшие 5 лет»,  в соответствии с поручением Владимира Путина, на основе Программы фундаментальных научных исследований на 2013–2020 годы в качестве ее дополнения и корректив.

Что могут включать в себя эти коррективы:

– прогноз фундаментальных научных исследований в Российской Федерации до 2030 года;

– содержательную, проблематизированную характеристику приоритетных направлений фундаментальных научных исследований, решение которых имеет важнейшее значение для повышения благополучия населения, обеспечения безопасности и конкурентоспособности развития России. Например, в «Докладе РАН о состоянии фундаментальных наук и  важнейших достижениях российских ученых в 2014 году» названы среди других такие приоритетные направления: противодействие космическим угрозам; глубокая переработка нефти и газа; создание современной отрасли производства мономеров, олигомеров и связующих для полимерных композиционных и функциональных материалов; стратегические информационные технологии; разработка искусственных тканей и органов для медицины; формирование и использование прогнозно-модельного аппарата, способствующего эффективной реструктуризации и модернизации экономической и социальной сфер в первую очередь на уровне субъектов Российской Федерации; информационно-аналитическое обеспечение взаимодействия власти и общества в целях социальной и правовой модернизации современной России с учетом глобальных проблем и места страны в полицентричном мире.

Исследования таких направлений требуют не междисциплинарности вообще как якобы новой задачи, которую декларируют адепты ликвидации российской науки, а проблемно ориентированной междисциплинарности, которая давно осуществляется в российской науке, а наиболее убедительно  с решения сложных военно-технических задач в годы Великой Отечественной войны при работе над атомным и космическим проектами.

А сейчас, как подчеркнуто в названном докладе РАН, например, в области общественных наук необходимо интенсифицировать фундаментальные и прикладные комплексные, междисциплинарные исследования проблемы цивилизационного выбора России, это особенно важно и актуально на фоне нынешних событий в Украине, которые резко повысили ее остроту.

Финансирующаяся из бюджета Федеральная целевая программа «Восстановление и развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в Российской Федерации на ближайшие 5 лет» должна также включать:

– финансовое и иное обеспечение исследований приоритетных проблем фундаментальных научных исследований;

– обновление материальной инфраструктуры научных исследований (помещения, приборы, стенды, другое оборудование);

– восстановление и развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров для научных исследований (аспирантура, соискательство, интеграция исследований с научными центрами ведущих университетов и др.);

– решение первоочередных административно-правовых проблем взаимоотношения РАН и органов государственной власти.

2. Для информирования научной и широкой общественности настоятельно необходима «Белая книга» о важнейших достижениях российских ученых в 2000–2014 годах, в том числе о достижениях, готовых к разработке для применения в народном хозяйстве.

3. Больше года назад Президиум РАН справедливо выдвинул задачу подготовки нового федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике России». Но еще нет даже проекта этого закона. Необходимо срочно завершить подготовку и представить органам власти, научной и широкой общественности проект закона, который бы включал:

– восстановление автономии РАН как бюджетной научной организации, которая имеет в своем ведении необходимые НИИ и может привлекать инвестиции бизнеса;

– восстановление системы отраслевых НИИ, осуществляющих разработку с целью применения научных достижений в народном хозяйстве;

– новые правила стимулирования активности юридических и физических лиц (авторов научных достижений)  по применению их результатов в народном хозяйстве;

– новые налоговые и иные стимулы инвестиций бизнеса в развитие исследований приоритетных научных проблем и широкое применение их результатов в народном хозяйстве;

– решение других насущных проблем восстановления и развития фундаментальных и прикладных научных исследований в России, обеспечивающих ее процветание в современном и грядущем мире.