Статья перепечатана из газеты КРАСНООБСК №40(600) 17 октября 2015г. (Продолжение. Начало в № 39 от 10.10.2015 г.)
Автор: Павлова А.В.
Психофизиологические особенности полов
Какие еще отличия полов могут служить основанием для раздельного обучения?
Вот что в своем докладе на эту тему пишет Авдонина Ольга Геннадьевна, врач-эндокринолог, канд. медицинских наук, научный консультант гимназии № 14 «Университетская».
Есть мнение, что два пола — это два потока информации: один передает генетическую информацию от поколения к поколению, из прошлого в будущее, а второй — от окружающей среды, из настоящего в будущее. Женский пол связан с сохранением в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его — по возможности не допустить изменений. Мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое: что-то из этих приобретений пригодится в будущем или уже в настоящем, особенно в момент возникновения каких-то экстремальных условий. Таким образом, женский пол ориентирован на выживаемость, мужской — на прогресс.
На мальчиках и мужчинах природа пробует эволюционные новинки. Они значительно менее одинаковы (больше гениев, больше идиотов), хуже приспосабливаются, менее воспитуемы и на первых этапах обычно хуже учатся. У них более прогрессивный и требующий более долгого развития мозг.
Женщины обладают уникальной возможностью легко меняться под влиянием окружающей среды. Мужчине же при изменениях внешней среды, в том числе и социальной, проще отыскать другое место обитания, чем приспосабливаться в новых условиях. Поэтому у многих народов издавна женщина считается хранительницей очага, а мужчина — добытчиком и освоителем новых территорий.
Различные функциональные особенности мозга мужчин и женщин формируют и соответствующую психику. И эти различия взаимно дополняют друг друга.
Младенцев-девочек привлекают лица, и контакт с помощью взгляда в глаза длится у них в 2-3 раза дольше, чему мальчиков. Младенцы-мальчики в большей степени интересуются хаотичным движением объектов неправильной формы. При изучении поведения детей от нескольких часов до нескольких месяцев был сделан вывод — мальчики любят вещи, девочки — людей.
Различна и физиологическая сторона восприятия у мальчиков и девочек. Во 2-3 классах у девочек выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближайшее зрение и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, они бегают друг за другом, используют все предоставленное им пространство. Причем, если горизонтального пространства мало, то они легко осваивают вертикальное — лазают по лестницам, забираются в шкаф.
У мужчин более развиты: логика, обобщение, восприятие в целом, склонность к абстракции, романтизм, ориентация в пространстве и во времени, техническая направленность, мотив достижения успеха, стремление к лидерству, склонность к новаторству, желание быть первым у женщины. У женщин более развиты: интуиция, анализ, внимание к деталям, конкретика, практицизм, ловкость и чуткость рук, гуманитарная направленность, мотив отношения с окружающими, умение договариваться, следование правилам, желание быть единственной и неповторимой.
В восприятии мужчины главное место занимает то, что он видит. У женщины часть впечатлений связана с тем, что она слышит. В речи мальчиков и мужчин большое количество междометий, метафор, сравнений, эпитетов. Девочки и женщины используют в своем разговоре больше слов, описывающих чувства, эмоции, психофизиологические состояния.
Мужчина схватывает и оценивает ситуацию в целом, а источником знаменитой женской интуиции служит наблюдательность женщины к мелочам.
Установлено, что при обучении мужчина лучше выполняет поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решать принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформлению у него не велики. Женщина лучше выполняет задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но, как правило, тщательно, аккуратно, прорабатывая детали. Таким образом, женщина лучше проявит себя, когда требуется меньший поиск новаторства, а выдвинуты требования к тщательности исполнения.
Мальчики и девочки обладают разными типами психики, разными типами познания, что в свою очередь определяется разной структурной и функциональной организацией мужского и женского пола.
Различия речи мальчиков и девочек в школьный период затрагивают все уровни речи: произношение у девочек более мо-бильно, они легче и раньше усваивают фонетические нормативы. Словарный запас у девочек превышает лексикон мальчиков. В их речи меньше грубых ошибок. Способности к чтению и письму у девочек появляются раньше и проявляются более активно, чем у мальчиков. Но их ответы более однообразны, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Мальчику обычно труднее облечь свою мысль в форму грамматически правильно построенного высказывания.
(Продолжение следует)
Заинтересованные в «раздельном обучении» родители могут присоединиться к нашей инициативной общественной группе и изъявить о своем желании отдать своего ребенка в классы с раздельным обучением в п. Краснообске. Оставить свои контакты : можно по телефонам 8-983-510-67-32, 310-67-32.
Алена Владимировна Павлова, педагог-психолог