Школа была создана как эксперимент в системе среднего образования. Истоки эксперимента лежат в 80-х годах прошлого века, когда директор школы, Михаил Петрович Щетинин, занимал должность старшего сотрудника НИИ средств и методов обучения АПН СССР. Суть эксперимента состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учёба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня. Кроме этого, М. П. Щетининым вводились неожиданные педагогические новшества… (Сайт школы)
Школа Щетинина: наказана и опечатана
Новая попытка уничтожить уникальную школу академика Щетинина или просто слепой бюрократизм и канцелярщина?
Вера Писаренко 16 сентября 2019
"Драма школы Щетинина продолжается почти полвека. С 1972 года: Кизляр, Ясные Зори, Зыбково, Азовская. Текос – 2019 год.
Каждый раз Щетинин на пустом месте создает школу, делает детей счастливыми и образованными, за это время уклад школы вступает в конфликт с системой, система выжигает школу дотла.
Меняются поколения чиновников, но ненависть к Щетинину воспроизводится в каждом поколении начальников, обвинения и претензии повторяются с точностью до формулировок актов проверок и протоколов, фиксирующих «правонарушения».
В педагогике теория массового распространения авторских инноваций не работает. Система может адаптировать авторский метод, упростив его до уровня бюрократической формулировки. А если не удается втиснуть автора в ярмо утверждённых циркуляров – система злится и мстит.
Как это происходит – в материале Веры Писаренко, которая пишет летопись этой истории, к счастью пока незавершенной.
Но Щетинину – 75 лет, финал может быть самым драматичным. Его имя, школа и идеи уже вошли в историю. Там будут и имена мелких чиновников, готовых погубить гения ради собственной прихоти.
Александр Адамский, главный редактор интернет-издания «Вести образования»
Школа Щетинина: наказана и опечатана
В 1999 году школа Щетинина была признана ЮНЕСКО одной из лучших педагогических систем мира. Сюда приезжали на стажировку педагоги не только из стран бывшего СССР, но и из Франции, Германии. Со всего мира ехали перенимать опыт делегации – из США, Канады, Великобритании, Испании, Японии, Китая и других стран. Сегодня, 14 сентября 2019 года, в школе нет не только посетителей или стажеров, нет и самих учащихся, ни одного ребенка, деятельность приостановлена ведомственным приказом, а все помещения опечатаны судебными приставами.
С начала 2019 года на школу Щетинина обрушился каскад плановых и внеплановых проверок.
С середины апреля по 21 мая 2019 года в школе проходила особая «проверка с пристрастием», которую вели 32 сотрудника разных ведомств.
На третий день проверки, за месяц до того, как был составлен акт результатов проверки, уже был составлен протокол об административном правонарушении.
20 мая школа получила предписание на устранение 39 нарушений в срок до 22 июля 2019 года. Но до истечения назначенного властями срока состоялось заседание суда, проведенное без представителя школы, и принято решение о приостановке деятельности учебной организации на 90 суток.
А 10 сентября состоялось второе заседание суда по рассмотрению апелляции, и, несмотря на представленные школой доказательства устранения нарушений, школа продолжает оставаться наказанной Министерством образования Краснодарского края приостановкой деятельности на 3 месяца за «грубейшие» нарушения лицензионных требований.
Претензий к учебному процессу нет!
Представители Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края вместе с ФСБ, МВД, Санэпидемнадзором, Пожнадзором весной 2019 года прибыли в Лицей-интернат комплексного формирования личности, так официально называется школа Щетинина, и устроили то, что точнее назвать не плановой проверкой, а «проверкой с пристрастием» или, как её характеризуют в самом Лицее, проверкой на прочность.
32 проверяющих вместо законных 20 требовали сосредоточить на них всё внимание администрации, учителей, воспитателей в самый горячий период завершения учебного года и подготовки к ЕГЭ. Кроме проверки учебной документации и посещения занятий, эксперты фактически обыскивали рабочие места педагогов и корпуса школы, хаотично гоняли сотрудников Лицея то за одной, то за другой бумажкой. Администрация Лицея одновременно должна была работать с представителями различных проверяющих служб, отвечать на их вопросы и требования.
В третий день проверки, за месяц до её окончания, вопреки законодательству, проверяющие составляют протокол об административном правонарушении, который должен составляться не только после завершения проверки, но и после истечения срока на исправление нарушений и только в случае, если нарушения не будут устранены. Причём до сих пор неизвестно, кто его составил и имел ли он на это полномочия.
К 20 мая проверяющие нашли 39 нарушений, но главным поводом для приостановки деятельности стало отсутствие у Лицея документов о регистрации права собственности Российской Федерации на два учебных корпуса, «Сура» и «Омега», и отсутствие у Лицея заключений Госпожнадзора и санитарно-эпидемиологических заключений на четыре корпуса – «Степной», «Кедровый», «Красный» и «Ольха».
Ряд СМИ громогласно стали называть Лицей опасным для жизни детей, опираясь на вырванную из контекста цитату из постановления суда: «отсутствие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников». Для тех, кто не в курсе происходящего, ситуация выглядит вопиющим безобразием – дети в опасности, и поэтому школу необходимо срочно закрыть!
В чем дело?
На сегодняшний день в распоряжении Лицея для лицензированной по закону образовательной деятельности четыре учебно-жилых корпуса («Святогор», «Солнечный», «Сура» и «Омега»), два административных здания и котельная. Все эти строения находятся на участке земли, подаренном коллективом Лицея государству вместе со всеми строениями, оснащенными современной системой пожарной безопасности и сигнализации, в которых соблюдены требования всех инстанций (что подтверждается заключениями и Госпожнадзора, и Роспотребнадзора). Именно эти здания, по заключениям соответствующих инстанций, полностью готовы для обеспечения 108 учащихся условиями для проживания и получения образования.
Корпус «Святогор»
Для проведения занятий Лицеем использовались по договору безвозмездной аренды и другие четыре корпуса, самостоятельно построенные лицеистами и коллективом Лицея на соседнем участке земли с категорией использования «индивидуальное жилищное строительство». Это и есть те самые указанные в постановлении суда корпуса «Степной», «Кедровый», «Красный» и «Ольха». Все они также оснащены всем необходимым в соответствии с требованиями законодательства, в том числе современной системой пожарной безопасности и сигнализации, и на них имеются заключения Госпожнадзора и санитарно-эпидемиологические заключения, выданные на эти индивидуальные жилые строения.
Корпус «Кедровый»
Но для ведения в них образовательной деятельности требуется, чтобы эти корпуса были переведены в статус нежилых, что невозможно без изменения статуса земли. И чтобы требуемые министерством заключения Госпожнадзора и санитарно-эпидемиологические заключения были выданы, надо сначала сменить статус земли, потом статус зданий, и только затем получить новые заключения.
Лицей после проведения министерством проверки и получения акта со списком нарушений принял решение до момента надлежащего оформления отказаться от использования корпусов «Степной», «Кедровый», «Красный» и «Ольха». Ведь в распоряжении Лицея достаточно соответствующих всем требованиям строений для размещения 108 учеников и их обучения:
– главный учебно-жилой корпус «Святогор» площадью 1478,6 кв. м с возможностью обучать там 108 учеников, а разместить на проживание в согласии со всеми нормами и требованиями инстанций – 69 учеников (в этом корпусе находятся столовая, оборудованный спортзал, зал для занятий по хореографии, учебные помещения и жилые комнаты);
– корпус «Сура» площадью 424 кв. м с возможностью разместить для проживания 16 учеников;
Корпус «Сура»
– корпус «Омега» площадью 315,2 кв. м с возможностью разместить для проживания 23 обучающихся.
Корпус «Омега»
А отсутствие у корпусов «Сура» и «Омега» документов о регистрации права собственности Российской Федерации не может быть основанием для наказания Лицея по той простой причине, что согласно действующему гражданскому законодательству и Уставу Лицея надлежащее оформление этих корпусов находится в юрисдикции вовсе не Лицея, а собственника – то есть Российской Федерации в лице Министерства образования и Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Лицей просто не имеет полномочий заниматься оформлением подаренных им государству корпусов. Отсутствие правоустанавливающих документов – это не вина Лицея.
Кроме того, учебные корпуса «Сура» и «Омега» построены более 15 лет назад, и лицензирование Лицея было неоднократно проведено Министерством образования и науки Краснодарского края в условиях отсутствия регистрации права собственности РФ на эти корпуса.
Давайте теперь посмотрим на хронологию событий.
Хроника массированной проверки
С 1994 ГОДА: Школа под руководством академика Михаила Петровича Щетинина уже 25 лет работает в посёлке Текос Краснодарского края, проходя плановые и внеплановые проверки всевозможных инстанций и ведомств: Министерства образования и науки РФ, Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Государственного управления ветеринарии Краснодарского края, Ространсназдора, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, ФСБ, МВД, прокуратуры, пожарной инспекции, МЧС. И все 25 лет Лицей успешно работал.
С 4 МАРТА ПО 2 АПРЕЛЯ 2019: Министерство просвещения РФ проводит в Лицее плановую проверку финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса. 18 марта в Лицей прибывают члены комиссии, и проверка внезапно становится выездной.
20 МАРТА 2019: В Лицей приезжают представители ФСБ со специалистами Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, специалистами ОВМ ОМВД России по г. Геленджику, специалистами Отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних и прокуратуры Краснодарского края.
С 5 АПРЕЛЯ ПО 7 МАЯ 2019: В Лицей приезжает с плановой проверкой Ростехнадзор.
17 АПРЕЛЯ 2019: На основании приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в Лицее была начата комплексная проверка образовательной деятельности на соблюдение законодательства РФ в сфере образования с привлечением большого числа педагогов различных образовательных учреждений края. Снова прибыли представители ФСБ, Роспожнадзора, Роспотребнадзора. Приказом было предусмотрено, что с 17 апреля по 21 мая на территории Лицея проверку должны осуществлять 20 проверяющих. Между тем 17 апреля, в день начала проверки, на территорию Лицея прибыло 32 человека.
19 АПРЕЛЯ 2019: Роспотребнадзор Геленджика проверяет Лицей и в результате этой проверки 25 апреля назначает Лицею штраф, а позже – 11 июня – Лицей получает ещё один штраф по той же самой статье уже от Роспотребнадзора Краснодарского края. За одно и то же Лицей оказывается оштрафованным дважды.
В тот же день, 19 апреля, в третий день проверки, которая должна была длиться до 21 мая, Министерство образования Краснодарского края составляет протокол об административном правонарушении, хотя такой протокол по закону должен составляться только в случае, если организация не выполнит в установленный срок предписания, выданные ей после завершения проверки. Обратите внимание – до завершения проверки ещё 32 дня. Протокол составлен на несколько месяцев раньше предусмотренного законами срока.
22 АПРЕЛЯ 2019: Юристу Лицея поступил сшив протоколов с сопроводительным письмом от Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. При этом в представленном Лицею сшиве протоколов с сопроводительным письмом нет указания на суть административного правонарушения и не упомянута статья, устанавливающая ответственность за правонарушение. Санкция в протоколах также была не указана. Одна из страниц протокола просто содержит незаконченный текст. При этом не указано лицо, составившее протокол, и его полномочия. При таких обстоятельствах, как позднее сообщается в жалобе в Краснодарский суд, протокол не может считаться врученным привлекаемому к ответственности лицу и должен был быть возвращен органу, его составившему.
20 МАЯ 2019: Лицеем получен акт проверки от 20.05.2019, в котором указаны 39 нарушений и срок представления отчёта об исполнении предписаний – 22 июля 2019 года. То есть нарушения необходимо исправить за 2 месяца. Хотя по аналогичным делам обычно выделяется до 6 месяцев. Лицей мгновенно составляет график устранения нарушений и приступает к работе по выполнению всех требований проверяющих органов. Принимается решение до момента надлежащего оформления отказаться от использования для проведения учебных занятий корпусов «Степной», «Кедровый», «Красный» и «Ольха».
5 ИЮНЯ 2019: Госпожнадзор выносит постановление о штрафе.
26 ИЮНЯ 2019: Лицей с целью скорейшего выполнения требований по корпусам «Сура» и «Омега» обращается в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о признании права собственности Российской Федерации. 27 июня судья Арбитражного суда назначает судебное заседание по рассмотрению иска на 29 июля 2019.
4 ИЮЛЯ 2019: Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, не дожидаясь истечения назначенного Лицею в собственном предписании срока для исправления нарушений, обращается в Геленджикский городской суд с протоколом об административном правонарушении от 19 апреля 2019. В тот же день назначается дата судебного заседания на 19 июля. Но копия иска Лицею не была отправлена, и Лицей не был своевременно уведомлен о планирующемся судебном заседании. Повестка о судебном заседании пришла в Лицей только 18 июля 2019 года Почтой России, за день до заседания.
18 ИЮЛЯ 2019: Лицей получает повестку о судебном заседании, назначенном на 19 июля. Дата отправки повестки Почтой России – 12 июля 2019 (восемь дней спустя после назначения даты судебного заседания). Представитель Лицея тут же связывается с адвокатом и направляет в суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью адвоката. Помощник судьи уведомляет представителя, что дело будет отложено и о новой дате Лицей и адвокат будут уведомлены. В ходатайстве Лицей сообщил суду, что получил протокол, составленный с грубым нарушением требований закона без указания на суть правонарушения и без упоминания статьи и вменяемой протоколом санкции.
19 ИЮЛЯ 2019: Адвокат Лицея прибывает на рассмотрение дел Лицея у мирового судьи, представляет, как полагается, соответствующий ордер и доверенность. Документы эти по закону вносятся в материалы дела.
В ходе первоначального рассмотрения дела у мирового судьи адвокатом Лицея был представлен Суду сшив протоколов, поступивший в адрес Лицея. Те самые протоколы, которые были составлены без указания на суть правонарушения, без упоминания статьи, которая устанавливает ответственность за правонарушение, без указания санкции.
Геленджикский городской суд, не учитывая представленные в ходатайстве факты, отказывает Лицею в отложении судебного разбирательства, о чём Лицей узнаёт только 23 июля, когда на электронную почту адвоката приходит постановление суда. В постановлении суда указано, что Лицеем не представлено доказательство заключения соглашения с адвокатом несмотря на то, что, во-первых, никакого договора с адвокатом представлять в суд не требуется по закону и, во-вторых, когда данное дело рассматривалось у мирового судьи в тот же день – 19 июля, на рассмотрение прибыл тот самый адвокат, представив соответствующий ордер и доверенность, которые по закону должны быть в наличии в материалах дела и являются достаточным доказательством наличия соглашения с адвокатом.
Судья отклоняет ходатайство и за три дня до истечения срока устранения нарушений, установленного Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, проводит слушание дела в Геленджикском суде. На слушании Министерство настаивает на суровой мере – приостановке деятельности Лицея, и суд принимает именно такое решение.
Таким образом постановление суда было вынесено без уведомления Лицея о том, в чём он обвиняется, в соответствии с какой статьёй КоАП составлен административный протокол и без предоставления Лицею возможности высказать свою позицию и представить доводы в опровержение доводов административного протокола.
До самого момента получения постановления (до 23 июля 2019) ни сотрудники Лицея, ни адвокат Лицея не знали, в чем конкретно состоит нарушение, являющееся предметом административного производства. При этом само постановление частично совпадает с протоколом, полученным Лицеем, но ещё содержит дополнительные 22 строки вменяемых нарушений, о которых Лицей не был уведомлен!
22 ИЮЛЯ 2019: Как и предписано, представитель Лицея, ничего не подозревающий об уже прошедшем заседании суда, едет в Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и отчитывается об устранении 30 нарушений. Реализация мероприятий по устранению оставшихся девяти нарушений потребовала более длительного срока, так как они касаются имущественного комплекса.
23 ИЮЛЯ 2019: На электронную почту адвоката Лицея приходит постановление Геленджикского городского суда от 19 июля 2019 года, в котором Лицей признан виновным в совершении административного правонарушения и назначено наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 90 суток. В тот же день это постановление на руки наконец получает представитель Лицея.
26 ИЮЛЯ 2019: В Лицей приезжает внеплановая проверка Министерства образования Краснодарского края, цель которой – проверить, как исправлены нарушения. Комиссией министерства из 39 нарушений признано исправленными 33.
29 ИЮЛЯ 2019: Иск Лицея рассматривается в Арбитражном суде Краснодарского края, и Лицей заявляет ходатайство о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы. Суд указывает на отсутствие у Лицея самостоятельных прав заявлять подобные иски и требовать оформления корпусов в интересах Российской Федерации, но ходатайство удовлетворяет и ставит экспертам вопросы Лицея по оценке технических характеристик всех корпусов Лицея, экспертной оценке соответствия корпусов всем строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим, пожарным нормам и правилам, правилам землепользовании и застройки. А, главное, Лицей просит у суда назначить экспертизу – создают ли спорные объекты угрозу жизни и здоровью детей, не нарушают ли права и законные интересы других лиц? Суд поручает экспертам проведение экспертизы в срок до 16 сентября 2019. К 7 сентября 2019 экспертиза проведена, и эксперты оформляют её результаты.
31 ИЮЛЯ 2019: Адвокат Лицея направляет в Краснодарский краевой суд жалобу на вышеупомянутое постановление Геленджикского городского суда. В жалобе адвокат обосновывает, что вменяемые Лицею нарушения лицензионных требований места не имеют, так как все перечисленные в акте проверки недостатки существовали на момент лицензирования, а лицензия была выдана с учётом того, что такие недостатки не влияют на учебный процесс, его качество и подлежат устранению в рабочем порядке по мере появления соответствующего финансирования.
6 АВГУСТА 2019: Адвокат Лицея направляет в Краснодарский краевой суд дополнение к жалобе с восемью доводами в поддержку полной отмены вынесенного постановления и копиями документов, подтверждающих отсутствие оснований к привлечению Лицея к ответственности. Те же документы отправлены и в Министерство образования Краснодарского края.
7 АВГУСТА 2019: Лицей получает распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации, согласно которому Лицей должен приостановить деятельность сроком на три месяца и «обеспечить перевод обучающихся Лицея-интерната в другие образовательные организации с учетом согласия родителей (законных представителей) до 29 августа 2019 года». Вышеуказанное распоряжение основывается на постановлении Геленджикского городского суда Краснодарского края от 19.07.2019, которое не вступило в законную силу, так как было обжаловано Лицеем в установленном порядке.
15 АВГУСТА 2019: Судья Краснодарского краевого суда берет на изучение материалы дела, и на 10 сентября назначается заседание суда.
17 АВГУСТА 2019: Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края издаёт указ о приостановлении действия лицензии на образовательную деятельность, выданной Лицею 10 марта 2015 года. Срок приостановления – с 30 августа до 27 ноября 2019 года.
26-29 АВГУСТА 2019: В Лицее работают представители Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Цель их визита – контроль за исполнением распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации обеспечить перевод детей в другие учебные организации.
29 АВГУСТА 2019: В Лицей прибывают судебные приставы и опечатывают Лицей. Лицей обращается в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя на основании того, что решение Геленджикского суда обжаловано в законном порядке и не является вступившим в законную силу.
30 АВГУСТА 2019: Судья, ранее выносивший решение о приостановлении деятельности Лицея, оставляет исковое заявление о признании незаконными действий судебного пристава без движения.
1-2 СЕНТЯБРЯ 2019: Лицей опечатан, учащихся в нём нет. Министерство требует от Лицея обеспечить перевод детей в другие образовательные учреждения. Часть родителей и детей отказываются это делать и ждут суда 10 сентября 2019. В Лицей звонят директора школ, в которые перевели детей, и просят выдать им документы, но документы опечатаны, и Лицей не может их выдавать.
3 СЕНТЯБРЯ 2019: В Лицей приезжают приставы, чтобы дать возможность Лицею выдать документы на детей для передачи их в другие учебные заведения. И снова опечатывают Лицей.
10 СЕНТЯБРЯ 2019: В Краснодарском краевом суде рассматривается апелляция Лицея на постановление Геленджикского суда. Лицей представляет суду доказательства устранения нарушений, но суд оставляет решение предыдущего суда без изменения.
Комментарий адвоката Лицея Александра Мамжиева:
«Решение суда первой инстанции не основано на законе и вынесено без исследования фактических обстоятельств дела. В мотивировочную часть судебного постановления просто переписано содержание протокола, составленного Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Апелляционная инстанция также устранилась от исследования фактических обстоятельств. Её постановление носит характер бюрократической отписки, так как ни по одному из доводов Лицея суд не высказался о том, почему такой довод отклонен, что нарушает фундаментальные принципы вынесения судебного акта».
12 СЕНТЯБРЯ 2019: Лицей подаёт ходатайство в Геленджикский суд о досрочном прекращении административного приостановления деятельности в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием, в полной мере устранены. Возникает ряд вопросов и предположений:
Вопросы:
– Почему в предыдущие годы представители госорганов, лицензируя Лицей и проводя регулярные проверки, те же самые условия не считали опасными и требующими незамедлительного приведения в соответствие требованиям, а теперь настаивают на самых жестких мерах?
– Почему Лицей не был уведомлен своевременно, как того требует законодательство, до заседания суда, в чём конкретно он обвиняется и в соответствии с какой статьёй КоАП составлен административный протокол?
– Почему власти потребовали устранить нарушения до 22 июля, а суд по делу о нарушениях состоялся 19 июля – за три дня до истечения срока устранения нарушений?
– Почему суд и власти не принимают во внимание тот факт, что Лицей не имеет полномочий заниматься формальным узакониванием права Российской Федерации на корпуса Лицея, но всё же делает всё возможное, чтобы получить документы о регистрации? А также тот факт, что эти объекты прошли все необходимые экспертные оценки и признаны полностью готовыми к использованию по назначению, а дело лишь за арбитражным судом?
– Почему вместо содействия Лицею в выполнении всех требований законодательства чинятся препятствия в выполнении собственных требований?
Эти вопросы, а также организация массированной проверки с привлечением всех соответствующих ведомств вызывает предположение, что исполняется жесткое указание создать условия для прекращения деятельности школы в Текосе.
Кто отдал такое распоряжение и почему в открытую не проявляется истинная причина и мотивы комплексной атаки на проект Щетинина?
Продолжим наше исследование.
Корпус «Степной»
Сеанс разоблачения
Какие нарушения стали формальным основанием для приостановки деятельности лицея? Насколько эти основания справедливы?
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края на суде 19 июля 2019 настаивало на приостановлении деятельности Лицея вот на таких основаниях:
1. Отсутствие у Лицея правоустанавливающих документов на два корпуса «Сура» и «Омега».
Но привлечение Лицея к ответственности за отсутствие регистрации права на собственность РФ на эти корпуса незаконно и необоснованно, так как лицом, обязанным это сделать, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
2. Отсутствие заключений Госпожнадзора и Роспотребнадзора на четыре корпуса – «Степной», «Кедровый», «Красный» и «Ольха».
Но эти корпуса выведены из использования Лицеем после проведения министерством проверки и указания на это нарушение. И до надлежащего оформления этих корпусов они не будут использоваться, что госорганы смогут при желании проконтролировать с помощью устанавливаемой в Лицее новой системы видеонаблюдения.
3. Помещения по предметам «Химия», «Физика», «Физкультура», «Основы безопасности жизнедеятельности» оборудованы не в полном объёме.
Эти нарушения устранены Лицеем в полном объёме, и в госорганы представлены подтверждающие это документы.
4. У преподавателя хореографии нет соответствующего диплома, а у одного учителя истории нет документов о прохождении действующих курсов повышения квалификации по направлению подготовки.
Эти нарушения также устранены в полном объёме: преподаватель истории уволен, а преподаватель хореографии, давно являющийся заслуженным артистом Республики Ингушетия, прошёл за лето необходимое обучение и с 24 августа имеет право преподавать хореографию.
5. В Лицее в неполном количестве в наличии учебная литература по предметам основного общего образования – от 5 до 10 экземпляров при численности обучающихся 106 человек и нет учебных изданий по предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физкультура», «Астрономия» и «Технология».
Эти нарушения не относятся к грубым нарушениям лицензионных требований и не могут служить основанием для приостановления деятельности. Но и они устранены в полном объёме, о чём Лицей уведомил госорганы и представил все подтверждающие документы.
То есть реальных оснований для привлечения Лицея к ответственности в рамках составленного Министерством образования протокола к моменту судебного разбирательства не имелось. Что адвокат и обосновал в дополнении к жалобе Лицея на решение Геленджикского суда.
«Формально таким основанием являлось лишь отсутствие правовой регистрации на два учебных корпуса, но с учётом того, что указанные корпуса фактически полностью соответствуют всем предъявляемым требованиям, а обязанность по регистрации прав на них лежит не на Лицее, а на уполномоченных государственных органах, данное основание также неприменимо в настоящем деле!» – указано в дополнении к жалобе.
Всего в предписании по результатам проверки Лицея Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края было указано, как мы помним, 39 нарушений. При этом к учебному процессу и его качеству у проверяющих претензий не возникло. К указанному проверяющими сроку 22 июля 2019 Лицеем было исправлено 30 нарушений, к 26 июля на момент проверки устранения нарушений Министерством – исправлено было 33 нарушения, а к 4 сентября остался только пункт, относящийся к формальному узакониванию корпусов.
Лицей всеми своими действиями в текущей ситуации и ранее неоднократно продемонстрировал готовность незамедлительно устранять любые недочёты и вести свою деятельность с выполнением всех требований законодательства. Хотя это не просто, потому что экспериментальная научная деятельность Лицея идёт далеко впереди нашего законодательства в сфере образования.
Закон требует, чтобы у детей были каникулы. В Лицее они есть. Часть детей уезжает домой, часть остаётся. В это время идёт каникулярная школа. Насыщенное активное время для формирования управленческого актива Лицея. Детям это нравится. Ведь для них в Лицее не просто учёба, а самая настоящая жизнь, которой они сами управляют, которую они сами и создают.
Закон требует каждому ребёнку по учебнику, а дети в Лицее используют систему погружений и передачи знаний друг другу иным способом – рабочая группа учеников сначала работает со множеством учебников и книг, включая научные издания, и готовит собственную разработку, свой учебник. Потом эта группа передаёт знания всем остальным через диалог и практику. Этим детям не нужны в Лицее-интернате 108 одинаковых учебников по химии – они работают с десятками разных учебников и книг по этой дисциплине.
Но тем не менее Лицей уже закупил всё, что потребовали проверяющие. Лицею важнее продолжать свою работу, чем доказывать, что им не нужно многое из того, что используют другие школы и при этом они не нарушают прав детей и не теряют в качестве образования, а наоборот – повышают его, что подтверждается независимыми экспертизами. Правда, проверяющие не принимают их во внимание.
Чем уникальна школа Щетинина?
Сотни детей с родителями едут к Щетинину в надежде попасть в этот Лицей. Почему?
В Лицее уже 25 лет на практике успешно работает структура образования без классно-урочной системы, без искусственного разделения детей по возрастам, без принципа дискретно-порционной подачи учебного материала. Пока весь образованный мир рассуждает о правах и великих возможностях ребёнка, о ненасилии над его личностью и о необходимости давать детям возможности для самореализации, самоопределения и управления собственной жизнью, в Лицее уже 25 лет дети являются соавторами педагогической системы. Создание новых учебных и даже методических пособий, преподавание учебных предметов общеобразовательной школы, возведение уникального комплекса учебно-производственных и жилых зданий, охрана и обеспечение общественной безопасности – всё это дело рук и творческого ума лицеистов.
А в основе всего – ориентация Лицея на служение Родине. В Лицее изучают всемирное культурное и природное наследие и живут в духе глубочайшего уважения к народной культуре и традициям, видят будущее человечества как поликультурное единство, уважающее язык, традиции, верования и духовность каждого народа. И вот в такое место сотни детей мечтают попасть и ждут очереди, готовятся. Обучение в Лицее, кстати, бесплатное, ведь Лицей – государственное учреждение Министерства просвещения Российской Федерации.
Институтом развития образовательных систем Российской академии образования (а это федеральное государственное научное учреждение) трижды – в 2008, 2011 и в 2013 годах – была проведена независимая экспертиза результатов работы Лицея. Вот только часть поразительных результатов, которые были зафиксированы экспертизой:
– Разработанные в Лицее совместно учениками и учителями методы интенсификации учебного процесса обеспечивают высокое качество образования при сокращении времени обучения и улучшении здоровья учащихся.
За один-три года в Лицее учащиеся, каждый в своём темпе, проходят десятилетний курс всех школьных предметов за счёт уникальной системы взаимосвязанных между собой погружений в предметы школьной программы. При этом дети в Лицее с каждым днём укрепляют своё здоровье, а не теряют его.
У Лицея существенный опыт применения непрерывной системы образования «школа – ВУЗ – производственная деятельность». Сейчас это называется сетевым взаимодействием, а Щетинин в своей образовательной системе внедряет это уже более 30 лет, еще с времен работы в станице Азовской Краснодарского края.
Корпус «Солнечный»
По данным экспертизы, за восемь лет (с 2001 по 2008 гг.) из 260 выпускников средней школы Лицея более 60 человек досрочно (в 13–15 лет) получили аттестат о среднем образовании. Более 90% из них поступают в высшие учебные заведения. Более 120 выпускников Лицея, получивших аттестат зрелости за последние 15 лет, получили или получают по два-три высших образования.
Экспертиза подтвердила: в Лицее интеграция процессов обучения, производительного труда и научного поиска повышает эффективность каждого из этих видов деятельности. Сегодня выпускники Лицея успешно сдают ЕГЭ и поступают в различные вузы страны и зарубежья. Результаты сдачи ЕГЭ учениками школы выше, чем результаты по Геленджику и всему Краснодарскому краю.
Этот Лицей можно смело называть национальным достоянием России. Но сейчас его деятельность приостановлена, и школа находится под угрозой закрытия.
Облыжные обвинения в сектантстве
В сети стали появляться пасквили на школу академика Щетинина с попытками навесить на неё клеймо – секта. Открытую всему миру школу, в которую практически ежедневно приезжают гости, родители, педагоги со всей России и всего мира, цинично называют закрытой и тоталитарной. Распространяют ложь о том, что в школе у детей отбирают и запрещают телефоны и гаджеты, проверяют посылки и не пускают родителей, а детей не пускают домой на каникулы. Дети и родители возмущены такой вопиющей клеветой и запустили волну публикаций с рассказами о своём опыте, с достоверной информацией о школе.
Школу, обучающую детей критическому мышлению, в которой дети работают с самыми разнообразными историческими и научными версиями, устраивают круглые столы и дискуссии, всего несколько человек в сети обвиняют в авторитаризме и тоталитаризме, а ряд СМИ в погоне за сенсациями распространяют непроверенную информацию. Школу, в которой учатся представители самых разных мировых религий, в которой с уважением относятся к каждой религии и говорят о Боге, называют сектой за чтение и обсуждение не каких-то запрещенных книг из списка экстремистской литературы, а трудов Рериха и Блаватской, книг Владимира Мегре и других авторов, за разговоры и размышления о Боге.
Источник у всех обвинений школы Щетинина в сектантстве один – Александр Дворкин и созданная им некоммерческая неправительственная организация «Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского».
Александр Леонидович Дворкин не является религиоведом, экспертом в области религий и не имеет соответствующего образования. Известен в качестве ярого противника неправославных религиозных организаций, а также всех организаций и граждан, которые высказывают отличные от позиции РПЦ взгляды на тему религии, духовности и Бога.
На многочисленных судебных заседаниях Александр Леонидович заявляет, что все его высказывания на телевидении, в статьях и публикациях являются лишь его личным мнением, которое не может рассматриваться как утверждение о фактах.
Многие учёные-религиоведы и социологи как в России, так и за рубежом указывают на то, что основные концептуальные понятия Дворкина, «тоталитарность» и «деструктивность», не используются в научном мире и являются скорее ярлыками, несущими негативную коннотативную нагрузку, своеобразным «социальным оружием». А книги и статьи Дворкина основаны по большей части на «ненадёжных источниках информации», например, на «газетных историях, интернет-сообщениях, частных мнениях».
Чтобы разместить в этой статье хотя бы кратко многочисленные мнения российских и зарубежных учёных и экспертов о деятельности Дворкина и его центра, понадобилось бы не менее 10 страниц. Желающие сами могут ознакомиться с ними – они упоминаются даже в Википедии, а не только на многочисленных сайтах. Об Александре Дворкине и деятельности его Центра можно почитать на сайте, где собраны сотни статей, а также мнения учёных.
Из первых уст
Если вы хотите получать достоверную информацию о школе академика Щетинина из первых уст, то вот список ресурсов:
-
Официальный сайт Лицея:
Здесь можно узнать о структуре и органах управления, об инновационной деятельности, учебном плане, образовательной программе и стандартах, о расписании, о дополнительном образовании, которое дают в школе (школа эстетического воспитания, школа физкультурно-спортивного развития), об ансамбле Лицея и об экспедициях.
-
YouTube-канал Лицея:
Здесь можно посмотреть документальные фильмы о школе, снятые разными телеканалами, видеоинтервью с директором школы Михаилом Петровичем Щетининым и с учениками, преподавателями школы.
-
Страница Лицея в соцсети ВКонтакте:
Новая страничка, которая стремительно заполняется присылаемыми со всех уголков страны отзывами от выпускников, родителей, друзей школы Щетинина.
• Страница Лицея в Instagram:
Обращение школы Щетинина к президенту, государственным служащим России и общественным деятелям
29 августа ученики Лицея, среди которых есть и ребята из Чечни, по собственной инициативе записали видеообращение к Рамзану Кадырову и петицию на сайт change.org «Против закрытия самой уникальной школы в России». Дети обратились к человеку, которого уважают:
«Школа Михаила Петровича Щетинина (Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков) – место, которое он так долго и скрупулезно создавал с большой любовью и верой в лучшее будущее для всего русского народа. Эта школа, которая не похожа ни на одну другую – здесь учат верности, любви к своей Родине и отчизне, уважению к культуре и традициям нашего многонационального народа, учат доброте и добропорядочности. Также лицей под руководством М. Щетинина был признан одной из лучших педагогических систем мира и стал Ассоциированной школой ЮНЕСКО.
Не дайте закрыть эту школу! И если кто-то и говорит о воспитании, о том воспитании, которое действительно основывается на таких вечных принципах, как: семья, родина, верность, отечество, труд, уважение к старшим, любовь и терпение к людям – это Школа Михаила Петровича Щетинина. Не дайте погибнуть единственной уникальной школе в стране!»
К 15 сентября эту петицию подписали более 17,5 тысяч человек. Число подписей продолжает расти каждую минуту.
4 сентября педколлектив Лицея, лицеисты и родители ребят вместе обратились к президенту России Владимиру Путину в письме, которое также было опубликовано на сайте петиций.
Цитата из обращения:
«Просим Вас обратить внимание на сложившуюся ситуацию и не допустить закрытия уникального учебного учреждения, позиционирующего на международном уровне Россию как государство, активно внедряющее прогрессивные и новаторские методы образования.
Просим Вас поручить профильным министерствам и ведомствам, а также правительству Краснодарского края разобраться в сложившейся вокруг Лицея ситуации и разработать комплекс мер, направленных на недопущение остановки деятельности Федерального государственного общеобразовательного учреждения “Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков”, которая неизбежно в дальнейшем приведет к его закрытию и расформированию».
Школа академика Щетинина заслуживает того, чтобы её не трепали бесконечными проверками, устраивая грубые выволочки за каждую не там поставленную запятую в тетрадях учёта. Эта школа достойна того, чтобы получать от государственных служащих помощь в выполнении всех многочисленных требований нашего законодательства, часто не учитывающего особый формат школы и её экспериментальную деятельность. Квалификация педсостава школы уникальна, но всё же педагоги не являются специалистами по нюансам многочисленных переплетающихся требований различных ведомств к оформлению своей нестандартной деятельности.
При этом слухи о сектантстве, распространяемые центром Дворкина, не могут, не должны в правовом государстве являться основанием для травли школы чиновниками и уж тем более основанием для её закрытия. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Школа Щетинина – не религиозная организация, а место, как и любая другая школа, где дети и взрослые разных вероисповеданий имеют право размышлять вместе о Боге и духовности, вести диалог культур.
Среди наших чиновников немало грамотных, достойных людей, понимающих значимость работы таких школ России. Но в текущий момент Лицей в одиночку старается выполнять все требования, подвергаясь моральному давлению и угрозам закрытия за каждый мельчайший недочёт. Лицею нужна поддержка понимающих значимость его вклада в воспитание поколений талантливых, могучих, мыслящих и любящих Родину детей.
Лицей выполнил все требования властей, и 108 учеников, их родители и педагогический коллектив ждут возвращения в школу, к любимому делу – жить и учиться. В соцсетях поднимается волна народной, общественной поддержки школы Щетинина.
Президент уже однажды спас эту уникальную школу. Дети и коллектив Лицея просят Владимира Владимировича вступиться за школу и в этот раз.
«Мой старший сын закончил эту школу и стал достойным продолжателем моего дела, я горжусь им. Мой младший сын в этом году должен был стать учеником школы Щетинина. Проведя в школе всего три месяца летних испытаний, он сказал: “За три месяца здесь я получил, осознал и осмыслил больше, чем за предыдущие семь лет в обычной школе, папа”. И вот пройдут годы, и спросит меня мой младший сын – “А почему, отец, я тогда не стал учеником школы Щетинина, как мой старший брат?!”. И я не хочу ему отвечать: “Сынок, я тогда смалодушничал и не смог эту школу для тебя отстоять от чиновничьего произвола”. Я и наш совет родителей будем действовать, чтобы наши дети уже в этом году могли учиться в лучшей для них школе!» – говорит председатель совета родителей Александр Викторович Панов.
…Есть основания предполагать, что решение о создании условий для прекращения деятельности «Лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков» в Текосе принято Министерством просвещения РФ.
Если это так – просим министра О. Васильеву объяснить причины, учитывая, что к учебному процессу и к его качеству у проверяющих претензий не возникло.
Если это инициатива местных чиновников, то пусть назовут действительную причину этой атаки, потому что все формальные причины выглядят крайне неубедительно.
Ни один ребенок Лицея не понимает, почему детей выгнали из школы, которую они построили сами и подарили России" А как это понимают взрослые, зрелые мужи?