Вторник, 03 февраля 2015 23:00

АНДРЕЙ ЮРЧЕНКО: ИЗБРАННЫЕ НАРОДОМ ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ ИНТЕРЕСЫ НАРОДА

Автор
Оцените материал
(0 голосов)

Опубликовано в газете "Приобская правда" от 14.01.2015 №3

В конце 2010 года Андрей Николаевич ЮРЧЕНКО свободным волеизъявлением жителей Мичуринского сельсовета был избран главой поселения.

Это произошло на так называемых довыборах. А до своего избрания главой Андрей ЮРЧЕНКО полгода проработал депутатом районного Совета депутатов.

Получив депутатский мандат, активно включился в работу Совета. А «перейдя в главы», просто продолжил тот курс, ту линию, которую начал проводить еще в Совете. Обозначить ее можно было бы примерно так: депутат (глава) может быть зависим только от своих избирателей, выражать их интере­сы, интересы народа - а значит, и государства. Но чтобы проводить последовательную линию или курс, нужна личность, причем с твердым характером. А еще - с моралью, принципами и соответствующим уровнем интеллекта. Наш разговор с Андреем Нико­лаевичем, по сути, именно об этом - по крайней мере, его вполне можно рассматривать под таким углом.

- Андрей Николаевич, сравнительно недавно вы приняли участие в таких важных мероприятиях, как форум по муниципальному управлению в Краснояр­ске и заседание при Совете Федерации, посвященное местному самоуправлению, в Москве. От нашего райо­на вы были единственным представителем и там, и там, да и область была представлена не густо - я просматривал списки участ­ников. Вас не насторажива­ет сам факт такого «повы­шенного внимания» с нашей стороны к актуальнейшей, собственно, на сегодняшний день теме - развитию наро­довластия?

- О красноярском форуме я узнал при личной встрече от главы Толмачевского поселения Галины Александровны Никули­ной, за что еще раз хочу сказать ей большое спасибо. Но это и большой минус в отношении организации работы по обмену информацией в Новосибирском районе. Это касается не только данного случая. 2014 год, как известно, был годом культуры. Однако взаимосвязь с поселе­ниями в районе так поставлена, что, например, о конкурсе на по­лучение гранта на ремонт домов культуры мы узнали от админи­страции... за день до начала кон­курса. Физически просто невоз­можно было собрать документы тем не менее мы это сделали. Когда я пришел в конкурсную комиссию, там просто развели руками: «Мы сообщили в район об этом, послали необходимую документацию полтора месяца назад». Что же касается красно­ярского форума, то я говорил о нем коллегам, но, к сожалению, никто туда, кроме меня, не смог поехать.

- Но ведь и с предста­вительством от города, об­ласти - почти такая же си­туация?

- Области небольшое снис­хождение, «фору» все-таки, на мой взгляд, можно было бы дать. Не так давно определились с но­вым губернатором, команда его до сих пор еще формируется - вот недавно прошли очередные кадровые назначения. То есть по субъекту Федерации можно ска­зать, что пока там люди, образно говоря, еще «рассаживаются по креслам». Обыкновенная живая ситуация - идет формирование бюрократии, бюрократического аппарата.

- В данном случае и «бюрократия», и «бюрокра­тический аппарат» не несут на себе негативного оттен­ка...

- Да. Но у нас-то в районе она, эта бюрократия, уже сфор­мирована: люди «расселись по креслам» около двух лет назад! И, в отличие от субъекта Федерации, бюрократии в Новоси­бирском районе уже пора начи­нать работать. Именно работать, а не заниматься пиаром. Где-то месяца полтора назад - я от­слеживаю медиапространство - чудесным образом на одной и той же территории в один и тот же день, в один и тот же час со­вершенно случайно встретились три медиа-группы: одна - с Центрального телевидения, дру­гая - с «Тайги. Инфо» и третья - газета «Новосибирский район - территория развития». Встре­ча проходила в Мичуринском и Краснообском поселениях. И всех журналистов интересовал один и тот же вопрос: успешная, можно сказать, стахановская работа Новосибирского района в части ремонта школ и детских садов. Ну просто уникальная ситуация! Я не верю в такие совпадения. Пиар хорош и, на­верное, необходим, когда мы занимаемся процедурами демо­кратических выборов. Во всех же остальных случаях...

- Надо работать?

- Да. Когда бюрократия уже сформировалась, она обязана работать и делать свою работу так, чтобы у людей, у избира­телей не возникало вопросов, чтобы не нужно было оправды­ваться.

- Тут, наверное, умест­но будет вспомнить то вре­мя - это было несколько лет назад, - когда народ избрал вас главой поселения. Кста­ти, вопреки так называе­мому административному ресурсу, нажиму сверху. Да и когда вы были в Совете депутатов района, ваша не­зависимая позиция, прямо скажем, далеко не всегда и не всем нравилась...

- Она и сейчас не всем нра­вится.

- То есть вы, уже прора­ботав несколько лет главой и набравшись, так сказать, административного опыта, так же продолжаете плыть против течения?

- Я бы несколько перефор­мулировал ваш вопрос. Я, на­пример, не считаю, что я плыву против течения. Это мнение отдельных моих коллег, которые, на мой взгляд, ошибаются на счет того, куда «движется течение». Можно начать с азов. Начнем с Кон­ституции, которая гласит, что высший источник власти в стра­не - это народ. Следовательно, власть всем ее представителям дает народ, власть обязана его слышать, обязана чувствовать, можно даже сказать, «предвку­шать» ожидания народа, идти навстречу этим ожиданиям, по­требностям людей. На декабрь­ском заседании по местному самоуправлению при Совете Федерации, в работе которого я принимал участие, очень остро стоял, поднимался вопрос о территориальном общественном самоуправлении. Это не просто дань моде или, скажем, ответ на ту концепцию по местному самоуправлению, которую Рос­сийская Федерация подписала еще в 1993 году. Нет, это именно движение власти к народу, надо его услышать, понять, чего он хо­чет. Организованные на местах ТОСы и будут определять на­правление этого движения. Ведь потребности каждой территории разные...

- Когда я говорил о том, что ваша позиция далеко не всегда и не всем нравилась, это предполагало и то, что есть и те, кому она нравит­ся, кто ее разделяет, кого можно назвать вашими сто­ронникам - я думаю, таких немало - например, среди глав поселений.

- Действительно, многие мои коллеги разделяют мою точ­ку зрения по тем или иным во­просам... Да, есть вещи, о кото­рых говорить сложно, неудобно, это «непопулярно», но необходи­мо. Помните сказку о голом ко­роле? Все вокруг говорили: «Ах, какое у него красивое платье!» И только один мальчик сказал: «Ре­бята, а король-то - голый». Кто-то эту социальную роль должен исполнять. Видимо, по жизни она досталась мне...

- То, что вашему поселе­нию стала нужна серьезная правовая поддержка, как-то с этим связано? Факт-то, я думаю, неслучайный? И ка­сается он не в последнюю очередь земли, земельного вопроса. Можно употребить и более жесткое выражение - земельного передела...

- Что касается земельного передела, это на самом деле от­дельный большой вопрос. В медиапространстве - на Интернет-ресурсе «54. Новости. РФ» очень хорошо была освещена эта тема - статья взвешенная, аналити­ческая, видно, что не «местного разлива», из которой становится ясно, что происходит в районе. Ведь, по сути, исходя из бюд­жетного устройства, уставов муниципальных образований, градостроительного, земельного кодексов развитие территорий происходит в рамках документов территориального планирова­ния. То есть если мы заплани­ровали в рамках поселений, ска­жем, спортивные объекты, то это автоматически - максимум при планировании Оюджша на фи года - должно попасть в план социально-экономического раз­вития района; это должно быть отражено в бюджете - на какие деньги мы эти объекты будем строить, опять же в ближайшие три года. Кроме того, мы долж­ны принять «проектное реше­ние», чтобы точно знать, какие земельные; участки нужно сфор­мировать для строительства тех или иных объектов. В данном же случае все эти три «аксиомы» (попадание в план, отражение в бюджете, проектное решение) опровергаются действиями ад­министрации Новосибирского района. В противовес, кстати, мнению первого лица государ­ства. Новосибирский район на сегодняшний день просто ниве­лирует инициативу Владимира Владимировича Путина - под­крепить и поддержать поселения путем возвращения (не переда­чи, а именно возвращения!) тех полномочий, которые у поселе­ний были «изъяты» в 2006 году. Да, тогда был допущен перекос - теперь он исправляется...

- Но, может быть, Но­восибирский район - ис­ключение из правил, какой-нибудь особенный?

- В такой степени, что в нем может существовать мнение, которое выше мнения главы го­сударства? Я возражаю против этого! Под этими действиями районной администрации по разграничению всех, подчерки­ваю, ВСЕХ, свободных земель поселений нет ни экономиче­ской, ни градостроительной, ни какой другой подоплеки. Просто нет.

- Как и какого-то си­стемного подхода?

- Ну, системный подход у каждого свой. В данном случае системный подход как раз есть. Он выглядит следующим обра­зом: просмотреть все террито­рии, разграничить все, что там есть, а дальше... дальше, как Суворов говорил: «Война план покажет». Вот такая система. Она очень примитивная, ни на чем не основана, финансово не подкреплена. Что же касается представительного органа... Я был на заседаниях рабочих комиссий районного Совета депутатов. Они на самом деле не разделяют такую позицию районной администрации, тем не менее администрация свою задачу реализует. Видимо, есть какая-то мотивация. Но это, на мой взгляд, уже вопрос к пра­воохранительным органам. Они должны разбираться, давать оценку...

- Но ведь сторонники вышеприведенного «си­стемного подхода» всерьез позиционируют себя именно как «собиратели земель». Выходит тогда, что на ме­стах эти земли «расточают», что ли? Не могут распоря­диться ими как следует? Скажите честно: вы, Андрей Николаевич, другие главы поселений способны выпол­нить волю главы государ­ства в отношении возвра­щения полномочий, чтобы распорядиться ими на благо ваших территорий?

- В вашем вопросе на са­мом деле как бы два вопроса. Я бы их хотел разделить. Вы вот так лояльно подходите: «не смогут распорядиться». Нет, давайте называть вощи своими именами! Район - в некоторых кабинетах субъекта Федера­ции - ставит вопрос буквально так: Главы поселений не то что «не смогут распорядиться» соб­ственной же землей, а просто-напросто «разворуют» то, что им достанется или останется после первого марта. Но тогда - мой вопрос: как же в таком случае глава района может работать, общаться, руки, извините, жать тем людям - своим младшим партнерам, главам поселений, которых априори он считает «ворами»? Это - первый вопрос. А второй... Насколько руки рай­онной бюрократии надежнее рук бюрократии поселений? У нас один и тот же контролер - про­куратура Новосибирского райо­на, которая одинаково надзирает за всеми, которая дает правовую оценку любым действиям - и администрации района, и адми­нистрации поселений. Поэтому не вижу никаких оснований из­начально подозревать людей (то есть глав поселений) в том, что еще не случилось. Ну а что касается «собирания земель», то «собиратель земель», по крайней мере российских, у нас - Владимир Владимирович Пу­тин, вернувший исконно русскую землю - Крым, за которую про­лито столько русской крови, на родину. Вот там да - собирание земель. Ну а здесь-то что Ново­сибирский район «собирает», какие земли? Он что, у турок их забирает, у китайцев, у японцев? Эти же все земли - НАШИ! Да, есть определенные процедуры... Когда я работал в районном Совете депутатов - при главе района Геннадии Захарове, при курирующем земельные вопро­сы Николае Рыбакове, - была земельная комиссия по разгра­ничению земель, мимо которой не проходил ни один участок. В нее входили районные депутаты, главы поселений и председатели местных советов. Иными слова ми - в отличие от нынешней си­туации - ничего не делалось ку­луарно, закулисно, соблюдались интересы всех сторон... Знаете, мы не в такое время живем, что­бы можно было с помощью таких методов «собирания» распоря­жаться, по сути, всенародным достоянием.

- Тем более если един­ственный «плод» подобной земельной политики заклю­чается в том, что местные жители просто не могут те­перь получить земельный участок в границах своего же поселения, например, вашего...

- У нас это целая история, которая стала резонансной. Первый лот из восьми участков в 2013 году дошел до своего адресата, наши жители из числа льготников землю получили. А вот второй лот участков - для 44 льготников с мая 2014 года Но­восибирским районом саботи­руется. Я говорю саботируется, потому что список граждан про­зрачен, понятен. Прокуратура по обращению Новосибирского района неоднократно его про­веряла - никаких нарушений не нашла. Тем не менее районная администрация обращается в арбитражный суд первой и вто­рой инстанции, проигрывает их; люди оказываются в полушаге от регистрации перехода права собственности в третьем кварта­ле прошлого года. Но что делает район? Проиграв арбитражные суды, он по тем же самым осно­ваниям, по тем же участкам, с теми же юристами идет в суд общей юрисдикции!.. Никакой другой оценки, как банальный саботаж, тут дать невозможно.

Но самое печальное, что за время судебных разборок не­сколько человек из этого льгот­ного списка - а это все люди уважаемые, заслуженные, вете­раны труда... В общем, они ушли из жизни, так и не дожив до момента получения права соб­ственности на землю и передать его своим внукам они, увы, уже не смогут...

- Это факт потряса­ет, как и сама суть проис­ходящего: район судится со своими же жителями, можно сказать, воюет против них?!

- Всю бы эту энергию да направить в мирное русло! На­пример, в строительство детско­го садика в поселке Элитном. А ведь были мродныборные обе­щания во время избирательной кампании главы района. Ми­чуринский сельсовет оформил земельный участок и передал его в Новосибирский район в 2013 году. Сейчас на дворе уже пятнадцатый год - на передан­ном земельном участке и кола не вбито, федеральные субсидии на строительство в 2013-2014 годах так использованы и не были. Можно, конечно, приво­дить много причин, почему это произошло. Но факт остается фактом: были даны конкретные обещания - и они выполнены не были.

- И заложником в этой ситуации...

- Вот в этом-то и состо­ит весь парадокс: заложником в этой ситуации выступает... субъект возникновения власти в стране - сам народ. Он дает бюрократии власть, а она ее -узурпирует. Получается, замкну­тый круг.

- Как же разорвать... этот порочный круг? Ваш прогноз дальнейшего раз­вития событий?

- Начну с того, что вер­тикаль власти выстроена пре­зидентом достаточно понятно и конкретно. Есть примеры и у нас, в нашем регионе, когда представительные органы за неудовлетворительную работу отстраняли от работы выборное должностное лицо. Все - как в нормальном менеджменте. По­тому что государственное, му­ниципальное управление - это тоже менеджмент. Не способные что-то сделать должны уйти, а на их место прийти те, которые готовы работать в рамках уста­ва, в рамках закона, в рамках ожиданий того народа, который является источником власти. Мы ведь, по сути, доверяем, вы­бранному нами должностному лицу наши деньги, наше имуще­ство, пусть и общее. И потому вправе спросить его, почему в бюджете в конце года, к приме­ру, образовалась дырка почти в полмиллиарда рублей.

- Есть ли какое-то про­тивоядие, иммунитет, ме­ханизм против узурпации власти вообще?

- В любом случае это лежит в плоскости морали. Все зави­сит от того, насколько у челове­ка сформировалась система от­ношения к добру и злу - что для него добро, а что - зло. Исходя из этого, он принимает те или иные управленческие решения. Поставить тут какие-то «филь­тры», наверное, невозможно, но исправить ситуацию можно, законодатель это предусмотрел. Сейчас - в связи с изменениями в 131-ФЗ, в 136-ФЗ, грядущи­ми изменениями в земельном, градостроительном кодексах -нужно быстро перестраиваться на новый лад, на новые рель­сы, чтобы активно двигаться вперед. А для Новосибирского района - даже не активно дви­гаться, а бежать в пожарном порядке, потому что потеряно впустую очень много времени. А вектор, заданный федераль­ным законодателем, таков, что надо активировать местное са­моуправление; муниципалитеты подкорректировать под более ярко выраженную вертикаль власти. С учетом того, что все они - разные, и какой-то общей модели управления, подходя­щей для всех, просто нет. Да и это было бы глупо - причесы вать всех под одну гребенку. Ну, а прогноз развития...

- Я понимаю, прогнозы - дело неблагодарное. Тог­да - оценка?

- Если оглянуться и посмо­треть, то я за два последних года не вижу ни одного прорывного движения, решения в Новоси­бирском районе. На примере нашего сельсовета могу сказать, что газификация того же посел­ка Элитного идет, скорей, во­преки, чем благодаря усилиям районной администрации. Га­зопровод на сегодняшний день мы построили, газ в поселок придет. Но - вот пример - для того, чтобы получить, вы толь­ко вдумайтесь, отказ в выдаче бланка акта выбора, я как глава поселения ходил в район восемь с половиной месяцев! Альтерна­тивное решение того же самого вопроса - получения прав на земельный участок, по которому пройдет газопровод, - в Москве - через Академию наук, через федеральное агентство научных организаций - заняло у нас два с половиной месяца, это четыре командировки в Москву, и мы получили разрешение провести газопровод по федеральным землям. Здесь был отказ, а там - разрешение. Это - к разговору о способности - неспособности районной власти решать реаль­ные проблемы поселений. Очень надеюсь, что у Губернатора Но­восибирской области, несмотря на его плотный насыщенный гра­фик, все же найдется немножко времени, чтобы обратить внима­ние на ситуацию с управленче­ским ресурсом в Новосибирском районе. Район постоянно на виду, но он стремительно раз­вивается вовсе не потому, что в нем такая успешная команда управленцев, это - лукавство, а в силу своего географическо­го положения. Давайте пошлем этих уникальных управленцев, скажем, в Кыштовский район и посмотрим через несколько лет, достигнет ли он таких же темпов развития, как Новосибирский.

- Сохранится ли Ново­сибирский район как единое целое?

- На мой взгляд, он должен быть сохранен как единое целое. Но тут есть несколько «но». Мы говорили о миссии «собирания земель». Так вот, район должен осуществлять не эту миссию, ни­куда эти земли не денутся, они все наши, российские, а миссию «собирания поселений».

- Чтобы центробежные силы не возобладали над центростремительными?

- Совершенно верно. Ведь никогда - при прежних руко­водителях района - такого не было. Все это на самом деле создает предпосылки для разва­ла района. Об этом, собственно, и шла речь на встрече глав 12 поселений района с федераль­ным инспектором Вадимом Го­ловко. Главная, на мой взгляд, сейчас задача - предотвратить этот процесс развала и действи­тельно начать реальный процесс собирания поселений.

- Будем надеяться, что эта задача в конечном итоге будет успешно выполнена. А вам за честное изложение позиции - той самой, кото­рую выражать и «неудобно», и «сложно», и не всякий мо­жет, - большое спасибо.
Беседовал Юрий МАЛЮТИН

Прочитано 3167 раз Последнее изменение Понедельник, 02 ноября 2015 16:57

Зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.