Это произошло на так называемых довыборах. А до своего избрания главой Андрей ЮРЧЕНКО полгода проработал депутатом районного Совета депутатов.
Получив депутатский мандат, активно включился в работу Совета. А «перейдя в главы», просто продолжил тот курс, ту линию, которую начал проводить еще в Совете. Обозначить ее можно было бы примерно так: депутат (глава) может быть зависим только от своих избирателей, выражать их интересы, интересы народа - а значит, и государства. Но чтобы проводить последовательную линию или курс, нужна личность, причем с твердым характером. А еще - с моралью, принципами и соответствующим уровнем интеллекта. Наш разговор с Андреем Николаевичем, по сути, именно об этом - по крайней мере, его вполне можно рассматривать под таким углом.
- Андрей Николаевич, сравнительно недавно вы приняли участие в таких важных мероприятиях, как форум по муниципальному управлению в Красноярске и заседание при Совете Федерации, посвященное местному самоуправлению, в Москве. От нашего района вы были единственным представителем и там, и там, да и область была представлена не густо - я просматривал списки участников. Вас не настораживает сам факт такого «повышенного внимания» с нашей стороны к актуальнейшей, собственно, на сегодняшний день теме - развитию народовластия?
- О красноярском форуме я узнал при личной встрече от главы Толмачевского поселения Галины Александровны Никулиной, за что еще раз хочу сказать ей большое спасибо. Но это и большой минус в отношении организации работы по обмену информацией в Новосибирском районе. Это касается не только данного случая. 2014 год, как известно, был годом культуры. Однако взаимосвязь с поселениями в районе так поставлена, что, например, о конкурсе на получение гранта на ремонт домов культуры мы узнали от администрации... за день до начала конкурса. Физически просто невозможно было собрать документы тем не менее мы это сделали. Когда я пришел в конкурсную комиссию, там просто развели руками: «Мы сообщили в район об этом, послали необходимую документацию полтора месяца назад». Что же касается красноярского форума, то я говорил о нем коллегам, но, к сожалению, никто туда, кроме меня, не смог поехать.
- Но ведь и с представительством от города, области - почти такая же ситуация?
- Области небольшое снисхождение, «фору» все-таки, на мой взгляд, можно было бы дать. Не так давно определились с новым губернатором, команда его до сих пор еще формируется - вот недавно прошли очередные кадровые назначения. То есть по субъекту Федерации можно сказать, что пока там люди, образно говоря, еще «рассаживаются по креслам». Обыкновенная живая ситуация - идет формирование бюрократии, бюрократического аппарата.
- В данном случае и «бюрократия», и «бюрократический аппарат» не несут на себе негативного оттенка...
- Да. Но у нас-то в районе она, эта бюрократия, уже сформирована: люди «расселись по креслам» около двух лет назад! И, в отличие от субъекта Федерации, бюрократии в Новосибирском районе уже пора начинать работать. Именно работать, а не заниматься пиаром. Где-то месяца полтора назад - я отслеживаю медиапространство - чудесным образом на одной и той же территории в один и тот же день, в один и тот же час совершенно случайно встретились три медиа-группы: одна - с Центрального телевидения, другая - с «Тайги. Инфо» и третья - газета «Новосибирский район - территория развития». Встреча проходила в Мичуринском и Краснообском поселениях. И всех журналистов интересовал один и тот же вопрос: успешная, можно сказать, стахановская работа Новосибирского района в части ремонта школ и детских садов. Ну просто уникальная ситуация! Я не верю в такие совпадения. Пиар хорош и, наверное, необходим, когда мы занимаемся процедурами демократических выборов. Во всех же остальных случаях...
- Надо работать?
- Да. Когда бюрократия уже сформировалась, она обязана работать и делать свою работу так, чтобы у людей, у избирателей не возникало вопросов, чтобы не нужно было оправдываться.
- Тут, наверное, уместно будет вспомнить то время - это было несколько лет назад, - когда народ избрал вас главой поселения. Кстати, вопреки так называемому административному ресурсу, нажиму сверху. Да и когда вы были в Совете депутатов района, ваша независимая позиция, прямо скажем, далеко не всегда и не всем нравилась...
- Она и сейчас не всем нравится.
- То есть вы, уже проработав несколько лет главой и набравшись, так сказать, административного опыта, так же продолжаете плыть против течения?
- Я бы несколько переформулировал ваш вопрос. Я, например, не считаю, что я плыву против течения. Это мнение отдельных моих коллег, которые, на мой взгляд, ошибаются на счет того, куда «движется течение». Можно начать с азов. Начнем с Конституции, которая гласит, что высший источник власти в стране - это народ. Следовательно, власть всем ее представителям дает народ, власть обязана его слышать, обязана чувствовать, можно даже сказать, «предвкушать» ожидания народа, идти навстречу этим ожиданиям, потребностям людей. На декабрьском заседании по местному самоуправлению при Совете Федерации, в работе которого я принимал участие, очень остро стоял, поднимался вопрос о территориальном общественном самоуправлении. Это не просто дань моде или, скажем, ответ на ту концепцию по местному самоуправлению, которую Российская Федерация подписала еще в 1993 году. Нет, это именно движение власти к народу, надо его услышать, понять, чего он хочет. Организованные на местах ТОСы и будут определять направление этого движения. Ведь потребности каждой территории разные...
- Когда я говорил о том, что ваша позиция далеко не всегда и не всем нравилась, это предполагало и то, что есть и те, кому она нравится, кто ее разделяет, кого можно назвать вашими сторонникам - я думаю, таких немало - например, среди глав поселений.
- Действительно, многие мои коллеги разделяют мою точку зрения по тем или иным вопросам... Да, есть вещи, о которых говорить сложно, неудобно, это «непопулярно», но необходимо. Помните сказку о голом короле? Все вокруг говорили: «Ах, какое у него красивое платье!» И только один мальчик сказал: «Ребята, а король-то - голый». Кто-то эту социальную роль должен исполнять. Видимо, по жизни она досталась мне...
- То, что вашему поселению стала нужна серьезная правовая поддержка, как-то с этим связано? Факт-то, я думаю, неслучайный? И касается он не в последнюю очередь земли, земельного вопроса. Можно употребить и более жесткое выражение - земельного передела...
- Что касается земельного передела, это на самом деле отдельный большой вопрос. В медиапространстве - на Интернет-ресурсе «54. Новости. РФ» очень хорошо была освещена эта тема - статья взвешенная, аналитическая, видно, что не «местного разлива», из которой становится ясно, что происходит в районе. Ведь, по сути, исходя из бюджетного устройства, уставов муниципальных образований, градостроительного, земельного кодексов развитие территорий происходит в рамках документов территориального планирования. То есть если мы запланировали в рамках поселений, скажем, спортивные объекты, то это автоматически - максимум при планировании Оюджша на фи года - должно попасть в план социально-экономического развития района; это должно быть отражено в бюджете - на какие деньги мы эти объекты будем строить, опять же в ближайшие три года. Кроме того, мы должны принять «проектное решение», чтобы точно знать, какие земельные; участки нужно сформировать для строительства тех или иных объектов. В данном же случае все эти три «аксиомы» (попадание в план, отражение в бюджете, проектное решение) опровергаются действиями администрации Новосибирского района. В противовес, кстати, мнению первого лица государства. Новосибирский район на сегодняшний день просто нивелирует инициативу Владимира Владимировича Путина - подкрепить и поддержать поселения путем возвращения (не передачи, а именно возвращения!) тех полномочий, которые у поселений были «изъяты» в 2006 году. Да, тогда был допущен перекос - теперь он исправляется...
- Но, может быть, Новосибирский район - исключение из правил, какой-нибудь особенный?
- В такой степени, что в нем может существовать мнение, которое выше мнения главы государства? Я возражаю против этого! Под этими действиями районной администрации по разграничению всех, подчеркиваю, ВСЕХ, свободных земель поселений нет ни экономической, ни градостроительной, ни какой другой подоплеки. Просто нет.
- Как и какого-то системного подхода?
- Ну, системный подход у каждого свой. В данном случае системный подход как раз есть. Он выглядит следующим образом: просмотреть все территории, разграничить все, что там есть, а дальше... дальше, как Суворов говорил: «Война план покажет». Вот такая система. Она очень примитивная, ни на чем не основана, финансово не подкреплена. Что же касается представительного органа... Я был на заседаниях рабочих комиссий районного Совета депутатов. Они на самом деле не разделяют такую позицию районной администрации, тем не менее администрация свою задачу реализует. Видимо, есть какая-то мотивация. Но это, на мой взгляд, уже вопрос к правоохранительным органам. Они должны разбираться, давать оценку...
- Но ведь сторонники вышеприведенного «системного подхода» всерьез позиционируют себя именно как «собиратели земель». Выходит тогда, что на местах эти земли «расточают», что ли? Не могут распорядиться ими как следует? Скажите честно: вы, Андрей Николаевич, другие главы поселений способны выполнить волю главы государства в отношении возвращения полномочий, чтобы распорядиться ими на благо ваших территорий?
- В вашем вопросе на самом деле как бы два вопроса. Я бы их хотел разделить. Вы вот так лояльно подходите: «не смогут распорядиться». Нет, давайте называть вощи своими именами! Район - в некоторых кабинетах субъекта Федерации - ставит вопрос буквально так: Главы поселений не то что «не смогут распорядиться» собственной же землей, а просто-напросто «разворуют» то, что им достанется или останется после первого марта. Но тогда - мой вопрос: как же в таком случае глава района может работать, общаться, руки, извините, жать тем людям - своим младшим партнерам, главам поселений, которых априори он считает «ворами»? Это - первый вопрос. А второй... Насколько руки районной бюрократии надежнее рук бюрократии поселений? У нас один и тот же контролер - прокуратура Новосибирского района, которая одинаково надзирает за всеми, которая дает правовую оценку любым действиям - и администрации района, и администрации поселений. Поэтому не вижу никаких оснований изначально подозревать людей (то есть глав поселений) в том, что еще не случилось. Ну а что касается «собирания земель», то «собиратель земель», по крайней мере российских, у нас - Владимир Владимирович Путин, вернувший исконно русскую землю - Крым, за которую пролито столько русской крови, на родину. Вот там да - собирание земель. Ну а здесь-то что Новосибирский район «собирает», какие земли? Он что, у турок их забирает, у китайцев, у японцев? Эти же все земли - НАШИ! Да, есть определенные процедуры... Когда я работал в районном Совете депутатов - при главе района Геннадии Захарове, при курирующем земельные вопросы Николае Рыбакове, - была земельная комиссия по разграничению земель, мимо которой не проходил ни один участок. В нее входили районные депутаты, главы поселений и председатели местных советов. Иными слова ми - в отличие от нынешней ситуации - ничего не делалось кулуарно, закулисно, соблюдались интересы всех сторон... Знаете, мы не в такое время живем, чтобы можно было с помощью таких методов «собирания» распоряжаться, по сути, всенародным достоянием.
- Тем более если единственный «плод» подобной земельной политики заключается в том, что местные жители просто не могут теперь получить земельный участок в границах своего же поселения, например, вашего...
- У нас это целая история, которая стала резонансной. Первый лот из восьми участков в 2013 году дошел до своего адресата, наши жители из числа льготников землю получили. А вот второй лот участков - для 44 льготников с мая 2014 года Новосибирским районом саботируется. Я говорю саботируется, потому что список граждан прозрачен, понятен. Прокуратура по обращению Новосибирского района неоднократно его проверяла - никаких нарушений не нашла. Тем не менее районная администрация обращается в арбитражный суд первой и второй инстанции, проигрывает их; люди оказываются в полушаге от регистрации перехода права собственности в третьем квартале прошлого года. Но что делает район? Проиграв арбитражные суды, он по тем же самым основаниям, по тем же участкам, с теми же юристами идет в суд общей юрисдикции!.. Никакой другой оценки, как банальный саботаж, тут дать невозможно.
Но самое печальное, что за время судебных разборок несколько человек из этого льготного списка - а это все люди уважаемые, заслуженные, ветераны труда... В общем, они ушли из жизни, так и не дожив до момента получения права собственности на землю и передать его своим внукам они, увы, уже не смогут...
- Это факт потрясает, как и сама суть происходящего: район судится со своими же жителями, можно сказать, воюет против них?!
- Всю бы эту энергию да направить в мирное русло! Например, в строительство детского садика в поселке Элитном. А ведь были мродныборные обещания во время избирательной кампании главы района. Мичуринский сельсовет оформил земельный участок и передал его в Новосибирский район в 2013 году. Сейчас на дворе уже пятнадцатый год - на переданном земельном участке и кола не вбито, федеральные субсидии на строительство в 2013-2014 годах так использованы и не были. Можно, конечно, приводить много причин, почему это произошло. Но факт остается фактом: были даны конкретные обещания - и они выполнены не были.
- И заложником в этой ситуации...
- Вот в этом-то и состоит весь парадокс: заложником в этой ситуации выступает... субъект возникновения власти в стране - сам народ. Он дает бюрократии власть, а она ее -узурпирует. Получается, замкнутый круг.
- Как же разорвать... этот порочный круг? Ваш прогноз дальнейшего развития событий?
- Начну с того, что вертикаль власти выстроена президентом достаточно понятно и конкретно. Есть примеры и у нас, в нашем регионе, когда представительные органы за неудовлетворительную работу отстраняли от работы выборное должностное лицо. Все - как в нормальном менеджменте. Потому что государственное, муниципальное управление - это тоже менеджмент. Не способные что-то сделать должны уйти, а на их место прийти те, которые готовы работать в рамках устава, в рамках закона, в рамках ожиданий того народа, который является источником власти. Мы ведь, по сути, доверяем, выбранному нами должностному лицу наши деньги, наше имущество, пусть и общее. И потому вправе спросить его, почему в бюджете в конце года, к примеру, образовалась дырка почти в полмиллиарда рублей.
- Есть ли какое-то противоядие, иммунитет, механизм против узурпации власти вообще?
- В любом случае это лежит в плоскости морали. Все зависит от того, насколько у человека сформировалась система отношения к добру и злу - что для него добро, а что - зло. Исходя из этого, он принимает те или иные управленческие решения. Поставить тут какие-то «фильтры», наверное, невозможно, но исправить ситуацию можно, законодатель это предусмотрел. Сейчас - в связи с изменениями в 131-ФЗ, в 136-ФЗ, грядущими изменениями в земельном, градостроительном кодексах -нужно быстро перестраиваться на новый лад, на новые рельсы, чтобы активно двигаться вперед. А для Новосибирского района - даже не активно двигаться, а бежать в пожарном порядке, потому что потеряно впустую очень много времени. А вектор, заданный федеральным законодателем, таков, что надо активировать местное самоуправление; муниципалитеты подкорректировать под более ярко выраженную вертикаль власти. С учетом того, что все они - разные, и какой-то общей модели управления, подходящей для всех, просто нет. Да и это было бы глупо - причесы вать всех под одну гребенку. Ну, а прогноз развития...
- Я понимаю, прогнозы - дело неблагодарное. Тогда - оценка?
- Если оглянуться и посмотреть, то я за два последних года не вижу ни одного прорывного движения, решения в Новосибирском районе. На примере нашего сельсовета могу сказать, что газификация того же поселка Элитного идет, скорей, вопреки, чем благодаря усилиям районной администрации. Газопровод на сегодняшний день мы построили, газ в поселок придет. Но - вот пример - для того, чтобы получить, вы только вдумайтесь, отказ в выдаче бланка акта выбора, я как глава поселения ходил в район восемь с половиной месяцев! Альтернативное решение того же самого вопроса - получения прав на земельный участок, по которому пройдет газопровод, - в Москве - через Академию наук, через федеральное агентство научных организаций - заняло у нас два с половиной месяца, это четыре командировки в Москву, и мы получили разрешение провести газопровод по федеральным землям. Здесь был отказ, а там - разрешение. Это - к разговору о способности - неспособности районной власти решать реальные проблемы поселений. Очень надеюсь, что у Губернатора Новосибирской области, несмотря на его плотный насыщенный график, все же найдется немножко времени, чтобы обратить внимание на ситуацию с управленческим ресурсом в Новосибирском районе. Район постоянно на виду, но он стремительно развивается вовсе не потому, что в нем такая успешная команда управленцев, это - лукавство, а в силу своего географического положения. Давайте пошлем этих уникальных управленцев, скажем, в Кыштовский район и посмотрим через несколько лет, достигнет ли он таких же темпов развития, как Новосибирский.
- Сохранится ли Новосибирский район как единое целое?
- На мой взгляд, он должен быть сохранен как единое целое. Но тут есть несколько «но». Мы говорили о миссии «собирания земель». Так вот, район должен осуществлять не эту миссию, никуда эти земли не денутся, они все наши, российские, а миссию «собирания поселений».
- Чтобы центробежные силы не возобладали над центростремительными?
- Совершенно верно. Ведь никогда - при прежних руководителях района - такого не было. Все это на самом деле создает предпосылки для развала района. Об этом, собственно, и шла речь на встрече глав 12 поселений района с федеральным инспектором Вадимом Головко. Главная, на мой взгляд, сейчас задача - предотвратить этот процесс развала и действительно начать реальный процесс собирания поселений.
- Будем надеяться, что эта задача в конечном итоге будет успешно выполнена. А вам за честное изложение позиции - той самой, которую выражать и «неудобно», и «сложно», и не всякий может, - большое спасибо.
Беседовал Юрий МАЛЮТИН