(в том числе информационные системы, например Интернет и тому подобное);
- литература (художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и так далее);
- искусство (в том числе различные направления массовой культуры и тому подобное);
- образование (системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и так далее);
- воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций - формальных и неформальных, система организации социальной работы и тому подобное);
- личное общение Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Механизмы изменения сознания в информационном противоборстве // Информационные войны. - 2012. - № 3. - С. 2-10.
Рассматривая механизмы влияния информационных войн на общественное мнение приведем точку зрения А. В. Манойло, определяющего информационно-психологическую войну как боевые действия, спланированные в соответствии с пиар-сценарием, цель которых -- не уничтожение живой силы и техники противника, а достижение определенного пиар-эффекта. Продукт современной операции информационно-психологической войны -- это сводка новостей СМИ в формате журналистского репортажа, в силу чего происходит формирование нужного общественного мнения. В итоге можно изменить жизнь человека, а если потребуется и способ существования, в том числе и социальный уклад населения, общественный строй Манойло А.В. Информационно-психологическая война: трансграничное сотрудничество и угрозы национальной безопасностив информационно-психологической сфере // Дневник АШПИ. - 2004. - № 19-20. - С. 226-234.
Во многом это связано с тем, что процессы принятия решений массовым сознанием базируются на потоках развлекательной информации (от фильма до юмористической программы «Прожекторперисхилтон»). Поэтому информационная война рассматривается как способ воздействия на информационное пространство противостоящей стороны с целью достижения стратегических целей, а в ее основе лежит пропаганда Чернякова Н.Н. методы информационно психологической войны // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 14. - С. 206-210.
Целью психологической войны профессор В.С. Шатило считает «воздействие на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми заставить их действовать против своих интересов». Ученый выделяет следующие методы психологической войны:
-
- определенный набор часто повторяющихся положений, которые нужно навязать общественному сознанию;
-
- использование электромагнитных и акустических полей в диапазоне инфрачастот, которые могут влиять на поведение людей на относительно малых пространствах;
-
- создание «мифов», дающих лажную искаженную картину мира; подмена проблем современности историческим прошлым, исходя интересов сегодняшнего дня;
-
- ликвидация героев, составляющих гордость народа;
-
- создание лажной дихотомии;
-
- распространение через СМИ взаимоисключающих суждений, провоцирующих некритичность, порождающих безразличие, апатию, неадекватность в оценке ситуации Шатило Я.С. Информационная война третьего поколения // Информационная безопасность регионов. - 2009. - № 1. - С. 42-45.
Л. Воронцова и Д. Фролов представляют следующий перечень задач, которые ставит перед собой субъект информационного противоборства:
-
- навязывание определенных стандартов образа жизни и системы ценностей;
-
- формирование стереотипов в области воспитания и образования;
-
- использование акций информационной войны для разжигания расовой, национальной и конфессиональной розни, провоцирование межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
-
- стимулирование и поддержка сепаратизма и иных центробежных тенденций;
-
- пропаганда насилия, порнографии, разрушение духовных ценностей гражданского общества;
-
- разрушение гражданского и национального самосознания и представлений граждан о долге перед страной» Воронцова Л.В., Фролов Д.Б. История и современность информационного противоборства. - М.: Радио и связь, 2006 - с.97-98.
Другие исследователи дополняют и конкретизируют этот список:
-
- навязывание ложной или бессодержательной информации, лишающей возможности правильно воспринимать события или текущую обстановку и принимать верные решения;
-
- поддержание благоприятного общественного мнения;
-
- организация массовых демонстраций под ложными лозунгами;
-
- пропаганда и распространение ложных слухов» Бухарин С.Н., Цыганов В.В. Механизмы информационных войн // Информационные войны. - 2007. - № 2. - С. 2-10.
Характерной особенностью информационно-психологической войны как пика информационного политического противоборства, является широкое использование средств манипуляционного давления на общественное сознание. Политики тем охотнее используют манипуляторные средства борьбы за власть и прибегают к фальсификации, чем неуправляемее оказывается политический конфликт, в котором они участвуют и чем ограниченнее оказываются их публичные средства его разрешения Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Интеллектуальные механизмы информационного воздействия // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 128.
Верификация фальсификации в условиях борьбы оказывается крайне затруднена, вследствие преднамеренной информационной экспансии акторов политического конфликта. Скорость, с какой происходят политические процесс, не позволяет их своевременно идентифицировать и определять как фальсификации. При этом необходимо учитывать что вся та информация, которая появляется в медийном поле, автоматически становится элементом одной большой политики Панарин И.Н. Технология информационной войны. - М.: КСП+, 2003. - с. 257.
Особую опасность представляют методы информационно-психологической войны, направленные на разрушение психики, ценностных ориентаций населения. Среди них можно выделить следующие: навязывание западных образцов воспитания, отрицание традиционных взглядов, внедрение ювенальной юстиции с целью отлучения молодого поколения от традиций и опыта старшего поколения. Одним из изобретений информационной войны является внедрение «двойных стандартов» Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М.: Ваклер, 2001. - с. 412.
Одной из информационных технологий, подталкивающих молодежь к бессмысленным формам протеста является принцип спагетти, который ярко проявился в «бескровном перевороте на Украине под названием «оранжевая революция», в Киргизии, когда толпа буквально «взбесилась и крушила всё и вся» Василенко И. Информационная война как фактор мировой политики // Государственная служба. -- 2009. -- № 3. - С. 23-29.
Среди методов активно навязывающих образцы антикультуры - внедрение кинопродукции, которая демонстрирует и внедряет в детское сознание перевернутые ценности. Воспитание человека-дебила, развитие моделей девиатного поведения в семье, пропаганда идей, противоречащих нормам воспитания мальчиков и девочек подросткового возраста представлены в различных мультфильмах и кино Гаврилов Г.А. Информационная война и паблик рилейшнз // Молодой ученый. - 2012. - № 6. - С. 243-245.
Не менее мощным средством является реклама - с её помощью идет активное формирование искусственных потребностей Самарин А.Н., Фионова Л.К., Шабалин А.П. Информационная война как метод обработки массового сознания // Репутациология. - 2011. - № 5-6. - С. 92-95.
Еще одним средством являются компьютерные игры. При этом игры с видом «из глаз» еще и способствуют идентификации с героем, зачастую агрессивным и отрицательным Дергачёв В. Геополитика мировой киберевойны // Вести, аналитики. - 2011. - № 43(1). - С. 52-59.
И одним из самых мощных средств является Интеренет. Ведение информационной сетевой войны стало как никогда удобно: появилась возможность бесконтрольного размещения негативного и, что важно, анонимного сообщения, которое быстро распространится в сети. В традиционных СМИ всегда было возможно идентифицировать автора, порочащего материала, а также доказать, добившись опровержения через суд, что размещенная информация ложна. В сети Интернет подобное сделать не удастся либо процесс займет непропорционально много времени, что пойдет на пользу противнику в информационной войне Макарова Ю.О. Особенности осуществления информационных войн в Интернете // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2014. - № 5. - С. 72-78.
Большое знание здесь имеют и социальные сети. Онлайновые социальные сети, помимо выполнения функций обмена мнениями и получения информации, все чаще становятся объектами и средствами информационного управления, ареной информационного противоборства, а так же удобной платформой для развертывания и ведения информационных войн.
Существует и множество других методов и средств воздействия на общественное мнение в ходе информационной войны - явные и не явные. И это обуславливает необходимость соответствующей защиты.
Защита от информационных войн требует разработки проблем информационной безопасности на разных уровнях: на уровне безопасности государства от вторжения внешних сил, на уровне безопасности общества, аудитории от внутренних сил. И в разных плоскостях -- технологической, идеологической, управленческой и так далее. Поэтому неудивительно, что за серьезные исследования по информационным войнам берутся люди, далекие от журналистики (например, философы, экономисты, экологи, физики и так далее) Уткин А.И. Информационные войны // Информационные войны. - 2009. - № 1. - С. 62-83.
Тем не менее, следует отметить, что появляются и новые трудности в использовании средств и методов ведения информационной войны -- речь идет о постепенно формируемом недоверии людей к информации в целом. Проанализировав российские информационные Интернет- ресурсы как наиболее динамичные в плане отклика на публикуемую ими информацию (в сравнении с теми же печатными изданиями, например), следует заметить, что из десяти комментариев (в среднем, в зависимости от ресурса) по крайней мере три заявляют о том, что данные, приведенные в статье, -- «ложь», «заказаны» или «приведены не полностью». В условиях тотальной информационной войны сознание людей, бывшее до этого достаточно пластичным и восприимчивым, перестает быть гибким. Как оценивать данное явление? С одной стороны, это хорошо для идеологически сильного государства, так как вероятному противнику придется как следует напрячься, чтобы повлиять на общественное мнение данной страны. Но, с другой стороны -- это плохо в первую очередь для идеологически слабых государств (к которым, как не печально это осознавать, относится и Россия), потому что точно такая же проблема встанет перед правительством этой страны, если понадобится объединить народ перед лицом угрозы нарушения гражданской целостности и безопасности. Призыв «Вставай, страна огромная» может со все возрастающей долей вероятности прозвучать в пустоту.
Подводя итог изложенному, подчеркнем еще раз: информационная война стала реальностью нашей жизни, она представляет собой комплекс ное явление и ведется постоянно различными методами и средствами, но всегда подразумевает владение ключевой информацией, способной изменить статус-кво в свою пользу, что, безусловно, требует от субъектов информационного противоборства наличия адекватной соответствующей доктрины, постоянного совершенствования материально-технической базы, наличия высококвалифицированных специалистов, а также высокого уровня мобилизации всего общества.