Чтобы иметь возможность представлять и защищать интересы и права своих избирателей, депутат для начала должен знать свои права и полномочия, а также права и полномочия Совета депутатов, администрации района, действующее законодательство.
К сожалению, работа Советов депутатов нового созыва, как в Краснообске, так и в Новосибирском районе в сентябре 2015 года началась с нарушений нормативно—правовых актов, а именно - регламентов работы этих органов представительной власти. Думаю, что организаторы первых сессий и в Краснообске, и в районе (Председатели СД прежнего состава совместно с Главами) были уверены – вновь избранные депутаты этих нарушений не заметят и все, что задумано, пройдет без сучка, без задоринки. Но в Краснообске это попрание установленных норм и правил организации и проведения первой сессии вызвало протест и обращение в суд в суд группы депутатов – моих товарищей, а Совету депутатов Новосибирского района пришлось отменять решения своей первой сессии, принятые с нарушением регламента.
Так что работу в новом созыве я начинала с изучения «Регламента работы СД Новосибирского района» и «Положений» о работе постоянных депутатских комиссий. Внесение предложений по их изменению, корректирование предлагаемых вариантов изменений заняло два с лишним месяца, потребовало активного участия в отдельном совещании, посвященном этому вопросу, в работе депутатских комиссий. Впереди – внесение изменений в «Регламент работы Совета депутатов Новосибирского района».
Кому-то может показаться, что все эти «Положения» и «Регламенты» пустяки и не стоит на них тратить время. Я же считаю, что это «правила дорожного движения», не уточнив которые и не зная которых, участники этого движения (депутаты, должностные лица и пр.) не в состоянии осуществлять какое-либо продвижение по намеченному пути. Будут сплошные «аварии».
Основная форма депутатской работы – это участие в сессиях и работе постоянных комиссий, совещаниях Совета. Уважаемые избиратели, ни одной их 4 сессий и рабочих совещаний по подготовке к ним мною пропущено не было.
Очень тяжелой была первая сессия. Свое видение происходящего на ней я изложила в интервью газете «Приобской правды» «Пиррова победа?»
(http://priobka.ru/images/stories/43_2015.pdf).
В ходе второй сессии обнаружила, что среди предлагаемых к повторному утверждению депутатских комиссий отсутствует комиссия по образованию, культуре, спорту и молодёжной политике. Я обратилась к Сессии с предложением создать её, а депутатам от образования и культуры - Н.Д. Лыловой и В.А. Шмидт последовать моему примеру, выйти из других комиссий, чтобы войти в эту. Но отклика не последовало. Я осталась единственным членом этой несформированной и неутвержденной депутатской комиссии. Мне потребовалось несколько встреч и переговоров, обращение к членам мандатной комиссии, чтобы комиссия по Образованию, культуре, спорту и молодежной политике в Совете депутатов Новосибирского района все же была создана.
На третьей сессии утверждалось исполнение бюджета района за полугодие и 9 месяцев. При утверждении проекта решения по тому и другому вопросу я воздержалась. Одна из причин – неисполнение администрацией района своего обещания возместить в размере 50% сельским МО их «выпадающие доходы». «Выпали» они в связи с тем, что все доходы от пользования государственной землей, находящейся на территориях сельсоветов, направлялись только в бюджет района.
«Сюрпризом» на третьей сессии стало внесение в её повестку незапланированного вопроса о происходящем в Барышевском сельсовете. Этот вопрос я подняла на рабочем совещании, посвященном подготовке к данной сессии. С моей точки зрения, администрация района, воспользовавшись тем, что решение суда о признании нового состава Совета депутатов Барышевского сельсовета нелегитимным не вступило в силу, провела на территории этого сельсовета операцию по захвату власти и втянула в это председателя и заместителя председателя Совета депутатов Новосибирского района. Видимо, поняв необходимость реабилитации, вышеуказанные лица организовали на этой сессии массированную атаку на ранее действующую Главу Барышевского сельсовета, пытаясь доказать, что в Барышево все было плохо, было сплошное вредительство региону, району, населению. Только вот непонятно, почему это «все плохо» обнаружилось только после того, как Глава и депутаты Барышево начали сопротивляться передаче барышевских земель администрации Новосибирского района.
Так как основной своей задачей я считаю принятие грамотных, обоснованных, взвешенных решений по выносимым на сессии вопросам, достаточно много времени уделяю изучению материалов к сессиям, рабочим совещаниям, заседаниям постоянных комиссий. Они предоставляются депутатам за несколько дней до заседаний в электронном виде. Подготовка к сессии начинается с рассмотрения её вопросов на заседаниях комиссий. Являясь членом двух постоянно действующих комиссий - по промышленности, строительству, транспорту, ЖКХ, связи и торговле и по культуре, образованию, спорту и молодежной политике - я не пропустила ни одного из их заседаний. Кроме того, шла и на те комиссии, где начинали решаться важные, с моей точки зрения, вопросы. Поэтому 30.10. приняла участие в работе мандатной комиссии, 26.11. - в работе бюджетной комиссии. Дело в том, что на её заседании рассматривались важные вопросы, выносимые на 4 сессию: «О принятии плана социально-экономического развития Новосибирского района на 2016 и плановый период до 2016 года»; «О проекте бюджета Новосибирского района на 2016 и плановый период до 2016 года».
Уже на этом заседании я подняла вопрос о том, почему в плане развития района даже не упоминается такая важная социальная сфера, как культура. Почему в бюджет не закладывается никаких средств по целевой программе «Культура Новосибирского района»? Ведь многие Дома культуры сельских поселений района давно нуждаются в этой помощи. Чтобы «быть услышанной», мне пришлось поднимать этот вопрос и на публичных слушаниях общественности района, обсудить возможные пути его решения на личной встрече с заместителем главы района по социальным вопросам. Результатом стало внесение и в план, и в бюджет необходимых дополнений: в 2016 году запланировано выделение из районного бюджета 1 млн. рублей на ремонт ДК в с. Боровое, 1, 5 млн. на ДК в с. Сосновка, направлено ходатайство о выделении из областного бюджета средств на капитальный ремонт и строительство Домов культуры в Боровом (9 млн.), Морском (4 млн.), Яровом (150 млн.). Правда, в материалах, полученных депутатами на сессии, эти дополнения не были отражены, что вызвало мое возмущенное выступление.
Другой вопрос, который я подняла на бюджетной комиссии перед 4 сессией – о необходимости в условиях жесткой экономии сокращения затрат на содержание аппарата Администрации района. Не ограничиваясь штатом муниципальных служащих, она пользуется услугами, так называемых, «главных экспертов», щедро оплачивая их труд. Я предложила членам бюджетной комиссии, прежде чем утверждать бюджет, рассмотреть круг должностных обязанностей и сферу ответственности этих должностных лиц. Но на рабочем совещании к сессии этот вопрос освещен не был, и я обратилась непосредственно к заместителю Главы, курирующему кадровые вопросы. Встреча была назначена, но за 20 минут до моего выезда на неё отменена. Необходимую мне информацию я все же получила, но слишком поздно - буквально за несколько минут до сессии, когда уже ничего предпринять было нельзя. Планирую на предстоящих сессиях предложить внести поправки в бюджет, связанные с оптимизацией расходов на содержание чиновников администрации.
На предвыборных встречах с избирателями в Боровом, Сенчанке, Новошилово я получила наказ добиться обеспечения этих населенных пунктов чистой питьевой водой. Но проект бюджета Новосибирского района на 2016 год свидетельствовал о том, что финансирование и районное со финансирование областной целевой программы «Чистая вода» урезано более, чем любая другая статья расходов. При утверждении бюджета на 4 сессии я поставила вопрос о том, чем это вызвано и выразила мнение, что финансирование этой статьи необходимо увеличить. Что, в общем-то и пообещал глава района, заявив, что в случае увеличения финансирования со стороны области, район увеличит объем со финансирования.
Для решения острых социальных и экономических проблем территории нашего района, и моего избирательного округа в частности, я приняла участие
- в работе III съезда Депутатского объединения Новосибирского района «Депутаты за социальную справедливость» (обратилась за поддержкой обращения жителей Краснообска в правоохранительные органы с требованием определить должностных лиц, виновных в продаже нашего банно-оздоровительного комплекса);
- во встрече депутатов Мичуринского сельсовета с Депутатом Государственной Думы РФ А.Н. Абалаковым (обратилась за помощью в решении проблем беженцев из юго-восточных районов Украины, вынужденных оставаться до сегодняшнего дня в пункте временного размещения в п. Кудряшовский);
- в заседании рабочей группы, организованном комиссией Законодательного собрания Новосибирской области по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции.
На ней рассматривалась нездоровая ситуация, сложившаяся в нашем районе в плане управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Я обратила внимание присутствующих на необходимость сохранения «зеленого кольца» вокруг мегаполиса - Новосибирска. Усилия к сбережению зеленых зон Новосибирского района, который и является таким «кольцом», должны прикладывать власти и сельских МО, и района, и города, и области. Как задыхается сейчас Москва, так очень скоро начнет задыхаться и Новосибирск, поэтому сейчас надо думать не только об освоении новых земельных участков под строительство и производство, но и о качестве жизни людей на этой земле в ближайшем будущем.
Продолжение следует