Глядя на сегодняшнее обывательское общество, спокойное, в меру сытое, со своими маленькими проблемами и радостями, во многом отдельными от проблем и радостей Родины и государства, вспоминаются слова Горького, сказанные сто лет тому назад, но как никогда актуальные сегодня. Лучше чем Алексей Максимович о мещанстве не сказал никто, потому приведу большую цитату об этом страшнейшем социальном явлении:
«Мещанство — это строй души современного представителя командующих классов. Основные ноты мещанства — уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх пред всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе все, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей.
Но объясняет мещанин не для того, чтобы только понять новое и неизвестное, а лишь для того, чтобы оправдать себя, свою пассивную позицию в битве жизни.
Отвратительное развитие чувства собственности в обществе, построенном на порабощении человека, может быть, объясняется тем, что только деньги как будто дают личности некоторую возможность чувствовать себя свободной и сильной, только деньги могут иногда охранить личность от произвола всесильного чудовища — государства.
Но объяснение — не оправдание. Современное государство создано мещанами для защиты своего имущества — мещане же и дали государству развиться до полного порабощения и искажения личности. Не ищи защиты от силы, враждебной тебе, вне себя — умей в себе самом развить сопротивление насилию.
Жизнь, как это известно,— борьба господ за власть и рабов — за освобождение от гнета власти. Темп этой борьбы становится все быстрее по мере роста в народных массах чувства личного достоинства и сознания классового единства интересов.
Мещанство хотело бы жить спокойно и красиво, не принимая активного участия в этой борьбе, его любимая позиция — мирная жизнь в тылу наиболее сильной армии. Всегда внутренно бессильное, мещанство преклоняется пред грубой внешней силой своего правительства, но если — как мы это видели и видим — правительство дряхлеет, мещанство способно выпросить и даже вырвать у него долю власти над страной, причем оно делает это, опираясь на силу народа и его же рукой.»
Почему я считаю мещанство страшнейшим из зол? Потому что оно тихо победило. Победило Нового советского человека, победило восхождение и коммунистическую идею. Потому как устали карабкаться наверх, бороться и гореть. Захотелось тихого счастья в достатке и комфорте, покоя и сытости. И что в этом плохого, спросят некоторые?
А то, что в таком состоянии человек теряет дух, становится полностью управляемым – тихий и послушный он теперь не представляет угрозы. Ему не нужны потрясения, и когда его начинают бомбить и убивать он причитает: «за что нас? Я же мирный человек, я никому ничего плохого не сделал» (вспомните жителей Донбасса, не ушедших воевать, а исправно продолжающих ходить на работу и вести себя так, как будто ничего не происходит). Ему отвратителен и непонятен Данко со своим горящим сердцем, он вздрагивает при слове «революция» и обливается холодным потом при слове «идеология». Горький ненавидел мещанство и считал, что оно должно быть уничтожено, иначе пожрет всё человеческое и превратит человека в «гибрид беса и скота».
«Мещанин любит говорить народу: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», но под ближним всегда подразумевает только самого себя и, поучая народ любви, оставляет за собою право жить за счет чужого труда — незыблемым.
Когда мещанство убедилось, что народ не хочет быть гуманным и учение Христа не примиряет рабочего с его ролью раба, навязанной ему государством,— оно почувствовало и гуманизм и религию как излишний балласт в своей тесной, квадратной, маленькой душе, оно захотело освободить себя от этого балласта — отсюда и начался отвратительный процесс разложения мещанской души.» - писал Горький.
Сразу же после революции среди большевиков были споры, сможет ли коммунистическая Идея победить собственничество. «Не споткнуться бы», говорил Алексей в «Оптимистической трагедии». Вот и споткнулись. Большевики знали об этой угрозе и считали, что коллективизм – хорошая прививка от мещанства. Когда вместо «я» появляется «мы», а вместо «моё» - «наше», и вместо узкого счастья для себя и своей семьи – общее счастье для всех. Тогда мещанству нет места. Но коллективизм сейчас не в чести, более того, он объявлен опасным. Западный идеолог К.Поппер считал коллективизм предтечей коммунизма и фашизма. "А потому – лучше индивидуализм с его мелкособственнической мещанской идеологией". Западное общество давно больно этим недугом.
У нас еще есть шанс вырваться из этого потребительского болота. Это нужно сделать, так как новые вызовы времени ставят перед нами такие задачи, на которые надо отвечать обязательно. Как ответили наши предки в 1612, 1812, 1945 годах. А для этого надо вспомнить, что нужны «мы», а не «я». И бороться нам придется за НАШЕ, а не каждый за своё. И сделать надо так, чтобы наши потомки гордились нами, как сейчас мы гордимся предками, защитившим и оставившим нам огромную и богатую страну.