Демократия представляет собой форму народовластия, когда источником власти является народ, а целью правления – его общее благо, с обеспечением прав каждого члена общества, что возможно только на основе законности и соблюдении прав человека, ограничении произвола и злоупотреблений властью.
Радетель за «демократию» Д.Н. Лейман понимает ее как «порядок», как безусловное исполнение коллегиальным органом решений, принятых большинством. Законность этих решений не обсуждается и никого не интересует. С самого начала работы сессии нового созыва глава поселка и председатель совета постоянно твердят депутатам, как мантру, слова: «Вы являетесь Советом депутатов. Как вы решите, так и будет». Это их понятие демократии – сколотить большинство и провести решение, которое они считают необходимым. Такая ситуация допустима, если бы они руководили шайкой анархистов, но это ведь представительный орган поселка, который должен руководствоваться законами и нормативно-правовыми актами, а не своими желаниями.
Нарушения правовых норм начались с самого начала работы нового Совета депутатов. При подготовке и проведении первой сессии был нарушен Регламент работы Совета депутатов, вследствие чего мы обратились в суд с исковым заявлением об отмене ее решений. Рассмотрение этого заявления продолжается до настоящего времени.
Апофеозом нарушения всех норм права являются все стадии процесса избрания главы поселка. Закон и нормативно-правовые акты нарушались постоянно: при разработке Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы р.п. Краснообска, установлению порядка проведения конкурса, формированию конкурсной комиссии, проведению конкурса и избранию главы муниципального образования.
Проанализировав допущенные в процессе избрания главы поселка нарушения, мы обратились к прокурору Новосибирской области с просьбой внести протесты на решения Совета депутатов р. п. Краснообска, связанные с избранием главы, и обратиться в суд с требованием о признании избрания главы р.п. Краснообска недействительным в связи с тем, что процедура избрания главы противоречила Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Уставу МО р. п. Краснообска, а во время подготовки к избранию главы р.п. Краснообска Советом депутатов р.п. Краснообска был принят ряд незаконных правовых актов (Смотрите текст заявления и приложения к нему в Интернет-журнале «Краснообск» и на Сайте Совета общественности Краснообска.
Особую пикантность ситуации придают действия четверых заинтересованных лиц при избрании главы – главы поселка Ю.В. Саблина, его заместителя О.Н. Дименина, бывшего председателя Совета депутатов Е.В. Меренковой и действующего председателя Совета Д.Н. Леймана. С самого начала они неоднократно вводили в заблуждение депутатов, утверждая, что Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы р. п. Краснообска, принятое решением № 5 55-й сессии Совета депутатов р. п. Краснообска четвертого созыва от 25.08.2015 г. совершенно демократичным путем прошло все согласования, правовую и антикоррупционную экспертизу и соответствует текущему законодательству. После нашего обращения в министерство юстиции и прокуратуру оказалось, что это чистейшая ложь. Данное Положение в министерство юстиции вообще не поступало, а прокуратура ответила, что ею « выявлены противоречия отдельных его положений действующему законодательству, а также коррупциогенные факторы». Положение срочно подлатали, опять провели через демократичную процедуру на сессии и избрали в соответствии с ним главу. Только вот незадача: демократично доработанное под руководством Д.Н. Леймана Положение в соответствии с экспертным заключением №629-4-04/9 от 09.02.2016 г. министерства юстиции Новосибирской области признано несоответствующим закону, а порядок избрания главы должен устанавливаться не Положением, а Регламентом Совета депутатов р.п. Краснообска, что сделано не было. Все это свидетельствует о незаконности избрания главы поселка.
Все действия руководства Совета депутатов и главы поселка очень далеки от понятия «демократии». Осуществление власти не в интересах народа, а узкой группы людей, всегда называлось не демократией, а плутократией.
А теперь давайте вернемся к ситуации, произошедшей на восьмой сессии Совета депутатов. В начале сессии встал вопрос об избрании секретаря сессии. Д.Н.Лейман предложил кандидатуру А.А. Ковалёва, Он согласился, но предупредил, что будет использовать диктофон, чтобы впоследствии качественно написать протокол. Как всегда, тут же была включена «демократичная» процедура голосования – запретить пользоваться диктофоном. То, что мы попытались донести до депутатов, что данное решение противоречит Конституции РФ и другим законам, не возымело действия. Как всегда, самыми ярыми радетелями «демократии» (по типу «Как вы решите, так и будет») выступили Ю.В. Саблин и Д.Н.Лейман, неоднократно требующие выключить диктофон. А.А. Ковалев предупредил депутатов, что в случае нарушения его конституционных прав, он вынужден будет покинуть сессию, но даже это не остановило «демократов». Мы вынуждены были коллективно уйти с сессии в знак протеста против нарушения законов.
Какие же законы были нарушены? Прежде всего, в соответствии со статьей 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Были нарушены принципы гласности в работе Совета депутатов, так как в соответствии с п. 2 статьи 24 и п.4 статьи 29 Конституции каждый гражданин имеет право свободно получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Поэтому любой гражданин имеет право на аудио – и видеозапись в общественных местах – на территории государственных и муниципальных органов (снаружи и внутри), а попытки запретить запись подпадают под действие УК РФ.
Кроме того, существует закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статья 3 которого определяет правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации и основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами. В статье 7 этого закона дано определение «общедоступной информации» (общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен, которая может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации), а в статье 9 говорится о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом.
Аудиозапись законодательно разрешена даже в гражданском судопроизводстве – п. 7 статьи 10 Гражданского Процессуального Кодекса РФ гласит: «Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства».
Немаловажно, что возможность аудиозаписи сессии прописана в пункт 1 статьи 52 Регламента Совета депутатов р.п. Краснообска: «Во время заседания сессии ведётся протокол, может вестись аудиозапись».
Поэтому все «демократические» попытки запретить запись были совершенно противозаконными, а п. 2 статьи 45 Конституции и статья 14 Гражданского кодекса РФ позволяют гражданам защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, что мы и сделали на Сессии.
Наш уход с сессии - это не «амбиции», не «саботаж» и не «беспредел», как утверждает Д.Н. Лейман, а наша гражданская позиция и желание работать в Совете в соответствии с законодательством, а не потворствовать настоящему правовому беспределу и нигилизму.
А вот то, что произошло на сессии после нашего ухода, противоречит действующей на тот момент редакции Регламента Совета депутатов р.п. Краснообска. Пункт 1 статьи 51 гласит: «Сессия правомочна, если на заседании присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов», поэтому продолжение сессии после того, как мы покинули ее, незаконно, и все решения, принятые на этой сессии, также незаконны.