Воскресенье, 21 сентября 2014 00:00

Анализ статьи о "вышиванках"

Автор

На нашем форуме выложена ссылка на статью Виктора Мараховского "Страшная правда о вышиванках. К проблеме городского одичания"

Эта статья вызвала дискуссию, поэтому мне захотелось повнимательней её прочитать, попытаться проанализировать и защитить вышиванку, которой автор приписывает не свойственные ей качества и этим пытается напугать читателя.

"Страшная правда о вышиванках. К проблеме городского одичания"

- Судя по названию данному в стиле "Страшная тайна Псюхи Сопчак" автор обращается к аудитории не утруждающей себя логическим мышлением, но способной запомнить некоторые простые слоганы, повторяющиеся многократно.

Виктор Мараховский

Уважаемые читатели!

На торжественные мероприятия 1 сентября в средних и высших учебных заведениях Украины учителям, преподавателям и студентам крайне рекомендовали прийти в вышиванках. Многие пришли.

- Рекомендовали на праздник прийти в праздничной одежде и в качестве таковой (о, ужас) выбрали вышиванку.

Если вам интересно, почему это страшно, давайте об этом поговорим.

- Вглядитесь в этих "страшные" лица, а в центре женщина явно "косит" под Юлю. Я допускаю, что у кого-нибудь из этих людей горит в сердце ненависть к России. И я могу предположить, что им сейчас впаривают с трибуны. Но причём здесь вышиванка, она здесь очень даже уместна и создаёт праздничную обстановку.

…Жителю российского мегаполиса достаточно трудно понять, чем опасно массовое надевание т.н. «национальных костюмов» на сугубо городских жителей во время исполнения ими сугубо городских обязанностей. Он просто не видел этого у себя и не знает, что это значит — когда фолк-культура приходит в город и никуда не уходит. Когда она расползается за пределы праздников и становится стержнем мировоззрения.

Беспечный российский горожанин спросит: какую угрозу могут нести надетые на преподавателе, чиновнике, враче белые сорочки, вышитые ромбами и петухами? Трогательные тесёмочки-завязочки под горлом, внезапные пастушьи шапки, чубы, пейсы, национальные усы и прочее? "

- "национальный костюм" оказывается не совместим с городским жителем. Кстати в Новосибирском Академгородке в 60-70-е годы прошлого века жил и работал Бутейко Константин Павлович, учёный с мировым именем, который ходил на работу в украинской рубахе (я сам это видел) с теми самыми тесёмочками, о которых с отвращением пишет автор статьи.

"Усиленное обязательное изучение сельских песен и танцев в городских школах? Ну, уважают люди свою старинную культуру — это ж хорошо."

Смею утверждать, что русские в России любят украинскую народную(сельскую) песню и смеются над уродством городского рока или рэпа на украинском языке.

А вот жители национальных периферий, отвалившихся от Большой земли в начале 90-х, знают о тёмной стороне Вышиванки."

- Вышиванка сама по себе оказывается имеет тёмную сторону, которую не видит "беспечный российский горожанин"

«Нашествие вышиванок» на западные окраины бывшего СССР началось лет 20–25 назад. Оно, конечно, было не самой болезнью, а её симптомом. Но оно было симптомом того, что в города, центры цивилизации, пришла антицивилизационная идея.

- Не нашествие западной пропаганды, а нашествие вышиванки беспокоит автора. Вышиванка  - симптом, ни много ни мало, аж антицивилизационной идеи.

"Это не было экспансией села в города. Конечно, в миллионники массово стали прибывать носители хуторской ментальности — но хуторян никто не стремился поднять до городского уровня. Всё случилось наоборот — это города стали опускать до уровня гигантских хуторов и «мястечек»."

- Хутор и място(мiсто) совершенно разные поселения. Хутор это поселение одной семьи, а "мисто"  это типа районного центра, в котором проводились торжища, праздники, сходы, на которые съезжались жители  окрестных сёл. От слова место(мисто) произошло название  мещане(мищане).

А города стали опускаться после убийства производящей экономики и под натиском западной массовой культуры, навязывающей ценности западной цивилизации: потреблятство, расслабуху, развлекалово, свободу нравов (безнравственность) и "хатоскрайность" типа "меня не волнуют твои проблемы".

Сейчас наблюдается экспансия городов в форме агломераций на прилегающие сельские районы. Город эксплуатирует село, и то, что он несёт  селу, вряд ли можно назвать Культурой, это скорее контркультура.

"Штука тут вот в чём. Когда союзные восточноевропейские республики начали отпиливаться от естественного евразийского пространства, то на практике это было разрушением цивилизации. Той единственной и общей, что тогда у всех нас была — русской/имперской/советской."

- почему бы не сказать прямо: СССР,  а не какое-то вымученно-вымышленное "естественное евразийское пространство" Да, советская цивилизация вероломным образом была разрушена.

"И тогда началось самое интересное и трагичное. В большинстве постсоветских республик самыми завязанными на империю были крупные города — они же научные и индустриальные центры. Рига, Кишинёв, Киев, Харьков, Одесса, даже Тарту какой-нибудь: общие исследования, общий производственный супермеханизм, общий рынок, общее культурное пространство."

- Что это значит: города завязанные на империю? Не города завязанные на империю, а было общее народное хозяйство, с единым научно-промышленным комплексом и сельским хозяйством. Общий рынок? У нас была плановая, а не рыночная экономика. Пространство общее, но национальные культуры развивались.

 "И когда в этих городах начала сыпаться имперская цивилизация — её пустое место стало занимать «пробудившееся национальное сознание». На городских чиновниках, директорах предприятий и депутатах вдруг зацвели национальные петухи и маки. Социальная реклама принялась воспевать колосящиеся поля и бегущих куда-то детишек в народных рубашонках. Когда планы светлого будущего для десятков миллионов человек были отменены — в городах-миллионниках вдруг страшно полюбили всё сельское, тутошнее, исконное.

"Едва ли это был чей-то злодейский план, хотя западные друзья и эмигрантские общины, конечно, помогали фолк-революциям как могли. Основную роль тут сыграли чисто насущные вещи: нужно было чем-то заменить отменённое Светлое Будущее — и его заменили ретро-идеализмом."

- Да, духовная опора в виде советского государства была разрушена. И её место прежде всего начала занимать либерастическая западная идеология. В этой ситуации попытка украинцев опереться на свои культурные корни, которые ещё не были окончательно подрыты, вполне естественная. Кстати эти корни единые у русских, украинцев и белорусов. Белорусы сохранились как осколок советского государства, русские пережили страшное духовное опустошение с гибелью большого количества народа от пьянства и наркомании.То что запад пытался, пытается и будет пытаться  раскалывать наше общее культурное пространство, так это очевидно.

"Нужно было что-то противопоставить гигантской городской русской культуре — и её стали выпихивать культурами «антирусскими», то есть анти-городскими."

- А это уже бред. Обращение к корням не есть противопоставление русской культуре, а своего рода защита от фактора разрушающего  советскую русскую культуру. А русскую культуру  начала вытеснять западная массовая культура. У автора получается, что сельская антирусская культура (украинская что-ли?) стала выпихивать русскую городскую культуру. Я не отделяю украинскую культуру от русской, а сельскую от городской, это взаимодополняющие части единого целого, а вот Западная культура во многом нам чужда и разрушительна для нас. Что и подтвердила  перестройка, случившаяся с нами при попытке напялить на себя Западные ценности.

"Новые государства заявили о своей европейской ориентации — а «европейским периодом» в их истории было как раз начало прошлого столетия, отрезок между двумя мировыми войнами. Молдавия была под Румынией, западная Украина под Польшей, вольные прибалты под Европой в целом.

А главное, имперские города после распада империи просто не могли не деградировать экономически и культурно — и упаковкой для этой деградации стали национальные праздничные лапти."

- Праздничная упаковка в виде вышиванки конечно же не соответствует произошедшей катастрофе и деградации, наверное автор, чувствуя это, и нашёл такую убойно-унизительную метафору: "национальные праздничные лапти". Гораздо точнее для такого содержания подходит неряшливо-сексуальная форма, которую я часто вижу на наших девушках. Например, трикотажная  хламида, очень напоминающая замызганую и растянутую ночную рубашку, сваливающуюся с одного плеча, Штаны полуспущенные так, чтобы обнажились часть ягодиц и лобка или штаны  с протёртыми коленями. Многослойность в одежде, чтобы как бы просматривалось нижнее бельё: бретельки и кружева. И многочисленные англоязычные надписи и их символика и их киношные образы.

"Почему мы говорим именно о деградации? Ведь столицы восточноевропейских городов сейчас просто конфетки?

Потому что, как ни странно, задымлённый уральский индустриальный облцентр — организм посложнее нарядного туристического Таллина настолько же, насколько сеть дворцов детско-юношеского творчества сложнее сети кинотеатров, а закрытый завод сложнее открытого в его корпусах супермаркета. Промышленный город есть город исследований, испытаний, системных знаний. А турстолица — это гостиницы, увеселения и местный колорит.

С постсоветскими мегаполисами произошло именно упрощение до местечковости — не слишком нарядные на вид, но настоящие советские города стали избавляться от признаков «настоящести» и превращаться в презентационно-рекреационные комплексы пополам с базарами.

Настоящий город занимается массой дел, которыми декоративному «мястечку» заниматься не положено.

К примеру, советский город Рига делал электронику и автомобили, и локомотивы, и суда, и целлюлозу, и много чего ещё. Но потом у него началась острая вышиванка, и эти имперские сущности были с омерзением попилены и распроданы. Ещё раз, чтобы было понятнее: их не «приватизировали» и не «остановили производство». Их ликвидировали на корню, совсем. Разогнав специалистов и сдав на металлолом оборудование.

Эта ликвидация всего сложного вышла далеко за рамки известной российским гражданам деиндустриализации: со сложным и по определению имперским расправлялись под торжествующие крики об очищении родной земли от Советских Монстров.

Аналогичная картина творилась и в других европеизирующихся республиках.

На этом уничтожение слишком сложных штук, кстати, нигде не остановилось. За индустриальной средой естественно деградирует идейное, интеллектуальное и культурное пространство. Иначе не может быть. Просто неестественно, чтобы нация, вырвавшаяся из имперского сознания с его имперскими масштабами и задачами в сельский фолк, продолжала думать с прежней глобальной наглостью. Масштаб мышления естественным путём эргономично усохнет. Сначала сложные темы исчезнут из пространства публичных дискуссий, а затем их просто перестанут понимать. Останутся простые и конкретные вещи: «налоги растут», «цены на городскую парковку снижены», «Ирландия открыла для наших граждан рынок труда».

Высокая культура сведётся к переводам западной продукции. Массовая — к девицам, которые «добились успеха на европейской танцевальной сцене и сегодня рассказывают в эфире нашего радио, как им это удалось».

- По сути возразить нечего! Но почему автор к каждому негативному явлению притягивает вышиванку? Ведь  распил "имперских сущностей" пророс  совсем из других национальных корней с пейсами и со звёздно-полосатым флагом.

"Международная политика в европеизирующихся через вышиванки обществах становится поэтичной и понятной. Полутона пропадают. Публицисты рубят отважную правду: «Сегодня в спивающейся России диктатор Путин и другие ненавистники европейской демократии собрались, чтобы думать о нашей свободе злые мысли. К счастью, цивилизованный мир поддерживает нас в противостоянии российской агрессии, но мы должны активнее разъяснять в ЕС агрессивные намерения русского империализма».

…На Украине сейчас некоторые думают, что это русский империализм уничтожает «Мотор Сич» и КБ Антонова. На самом деле наоборот — их уничтожает его отсутствие, символизируемое Вышиванкой. Как съело оно аналогичные сложные сущности в других молодых демократиях от Гданьска до Софии без всякой войны с Россией."

- Вроде всё правильно, только причём здесь Вышиванка. Что-то вроде навязчивой идеи, причина которой лежит где-то совсем в другом месте, не связанном с темой деградации городов. Можеть быть у автора какая-то душевная травма, связанная с вышиванкой.

"Итогом этого плавного и праздничного одичания становится то, что из носителей одной цивилизации — рождается обслуживающий персонал другой.

Чтобы понять, как форматируется вышитое петухами сознание, приведу пример из свежей колонки польского публициста в официозной польской газете «Ржечьпосполита». Пишет он, само собой, об агрессивной России, которая против Свободы."

«Свобода обладает большей силой, чем все стволы и ракетные установки вместе взятые. Дни Путина будут сочтены, если украинцам удастся из нынешней нищеты и немощи вырваться на Запад, как это удалось полякам», — сообщает свободный восточноевропеец.

И через пару абзацев хвастается, как им это удалось: «Сейчас у нас есть профессиональная армия: небольшая, но хорошо оснащённая и обстрелянная в заграничных миссиях. Польская армия играет роль экспедиционного корпуса для поддержки наших союзников в их колониальных войнах…»

Да-да, уважаемые читатели. Мы такие свободные, что в своих колониальных войнах союзники выделили вспомогательную роль нашей армии. Не побрезговали.

галантерейщик кардинал 00

Это нам тут кажется, что Свобода и радостное прислуживание в колониальных войнах — вещи несовместные. А вышитое петухами сознание не видит никакого противоречия. По одной простой причине: хуторское мировоззрение — это в первую очередь утрата способности воспринимать мир системно и целостно. Ибо целостное и системное восприятие мира необходимо только тем, кто его системно же намерен и менять. Вот ему нужно уметь стыковать конкретику и идеи, жизнь отдельных семей, хозяйств и городов — с макроэкономикой, макрополитикой и стоящей за ними философией.

А городской дикарь из конкретики воспринимает только конкретные стеклянные бусы (подержанный ауди дёшево, тарифы на воду, айпад). А из мира идей ему доступны лишь вызубренные заклинания и боевые кличи."

 - Опять вроде всё правильно. Но неужели китайская одежда с американской или западноевропейской символикой или с образами западной кинопродукции и пошлыми надписями на английском способна защитить от  деградационного форматирования сознания. Кто бы мне объяснил причём здесь вышитые петухи. Я упрямо не понимаю. "Городской дикарь" в любой одежде будет дикарём, не вышиванка из него сделала дикаря.

"Хто не скаче, той москаль! "

- Уже виденное всеми видео: на них ни одной вышиванки и ни одной лапти. Однако холодно. Видеоиллюстрации по видимому предназначены просто показать побольше негатива и попутно же привязать это к вышиванкам.

"…Я это всё к чему. До сих пор описанное выше состояние восточноевропейского сознания использовалось в относительно мирных, хоть и некрасивых целях. Лозунги для народов, стряхнувших с себя имперскую цивилизованность, звучали примерно так:

«Мы теперь европейцы! Мы можем прислуживать в настоящей Европе! Каждому будут бусы!».

Но сейчас, как показывает практика, лозунг может звучать и иначе:

«Мы европейцы! Душу и тело мы положим за нашу свободу! Стрелять по недочеловекам! Каждому бусы!»

...Берегитесь вышиванок, граждане. Неслучайно все "анти-имперские", то есть по факту анти-цивилизационные агитки в союзных республиках Евразии приходят к нам именно в них:"

 Ляпис Трубецкой - Не быць скотам

 - Т.е. не бойтесь одетых в пиджаки и галстуки либералов, не бойтесь 5-ю колонну, не бойтесь лгунов из СМИ, не бойтесь политиков-олигархов и их продажных депутатов, не бойтесь ОУН-УПА..."Берегитесь вышиванок". О какой Евразии идёт речь? Не знаю такого союза. Может имеется в виду таможенный союз?

"...агитки в союзных республиках Евразии приходят к нам в них"  - это у меня никак не понял, дочитавши до конца.tongue-out

Статья в стиле сообщений о том, что ополченцы сами  обстреливают свои дома, соседей и родственников. Вроде как одели вышиванки и разгромили свои заводы и фабрики, мазохисты проклятые.

Я думаю, что те, для кого эта статья  предназначена , как и задумано, ничего не поймут. Но слоган "Берегитесь вышиванки" запомнят.

Возможно автор видит реальную опасность  вышиванки, но прямо сказать о том, для кого и почему вышиванка несёт опасность, не может, поэтому и избрал манипулятивную технология убеждения в опасности вышиванки.

Постмодерн, однако: всё надо замутить, вывернуть на изнанку, перевернуть с ног на голову и переложить с больной головы на здоровую.

Прочитано 5052 раз

Зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.