Если подходить к вопросу с научной точки зрения, в частности, с позиции кибернетики и синергетики, то пора, как мне кажется, всерьез обеспокоиться проблемами общественного самоуправления. Именно эти проблемы стоят в основе разнообразных форм жизнеустройства.
Человек же вообще существо особенное. Ему присущ не только интеллект, но и такая вещь, как духовность и самосознание. Здесь мы сталкиваемся с волевыми устремлениями, нравственными установками и способностью к коллективным действиям. Есть много причин тому, чтобы жизнеустройство осуществлялось на основе самоуправляемых структур, исключающих так называемое внешнее управление. Последнее означает, что человек со всеми его способностями, тем не менее, понимается пока всего лишь как сложный механизм, обязанный подчиняться внешней воле. Общество по многим своим параметрам продолжает сохранять насильственный характер, а человек не может считаться свободным, несмотря на то, что природой предусмотрено существование законов нравственности, определяющих суть жизнеустройства человеческих коллективов, вышедших за пределы стадного образа жизни.
Нам придется признать, что внешнее управление стало фундаментальной особенностью общества уже достаточно давно в силу несовершенства сложившихся социально-хозяйственных структур, использующих ложные установки в области прав собственности. Философия уже давно воюет за свободу человека, но, к сожалению, не умеет выходить за рамки абстрактных размышлений. А что касается кибернетики и синергетики, то исследование проблем управления и самоорганизации до сих пор не удается состыковать с особенностями социально-философских размышлений.
Возможно, по этой причине мы не замечаем совершенно уникальной вещи: дело дошло до того, что сам человек превратился в особый предмет собственности, которым распоряжаются бизнес-структуры и госчиновники в своих личных интересах. Труд человека не только не стал основанием права собственности, а сделался фактором внешнего управления, рыночным продуктом, как какой-нибудь товар. Коллективный характер труда формален и не сделал труд фактором самоорганизации и самоуправления.
Внешнее управление порождает феномен насильственного управления, которое имеет тенденцию к территориальному распуханию, чтобы обрести властные полномочия и устойчивость. Поэтому, в частности, делается неизбежной экспансия частного капитала. Именно потому стали возможными так называемые транснациональные корпорации (ТНК) с их агрессивностью. А мировая социальная система делается результатом насилия. Увеличивается вероятность нестыковок и вражды между различными странами. Сегодня мы видим, как осложняются отношения между Востоком и Западом. В обществе разрастаются масштабы хищничества и паразитизма. В чем это проявляется? Ныне мы дожили до того, что 0,7% мирового населения захватили в свои руки 41% мировых богатств. Поэтому неумолимо растут расходы на военные цели. Ныне всех опережает США, где военные расходы уже ушли за цифру 500 млрд долл. в год. Заметим, кстати: имея 5% от мирового населения, США потребляют около 40% ресурсов Земли. Уже все понимают, что мировое сообщество уверенно входит в зону социального и экологического кризиса. Ничего не поделаешь: дезорганизация общества естественным образом отражается на состоянии биосферы, на качестве окружающей среды. Рост масштабов внешнего управления приходит в противоречие с самой сутью человеческого общества, в основах которого должны лежать такие черты, как самоорганизация и самоуправление. И нет ничего удивительного в том, что оно движется в сторону разрушения, а информация, наполняющая общество, становится ложной по многим своим параметрам. Представление о том, что ныне формируется, как говорят социологи, информационное общество, не должно нас особенно завораживать и вдохновлять. Именно ложная информация начинает заполнять все и вся.
Стоит подчеркнуть, что должное научное обоснование используемых в современном обществе видов собственности до сих пор отсутствует. Почему? Да потому, что эти виды собственности даже и не пытаются обосновать. А используемые виды собственности попросту ошибочны с научной точки зрения. Политики и правоведы всячески приучают нас к мысли, что право собственности можно либо обрести за деньги, купив предприятие, либо подчинив это предприятие государству. В одном случае, как мы знаем, возникают черты капитализма, в другом - социализма. Сожалею, что ничего кроме капитализма и социализма в отношении нынешней ситуации наука пока не придумала. И не удивительно, что ныне всех нас приучают к мысли, что следует найти подходящий способ смешивания этих двух видов собственности. И тогда мы будто бы получим общество в наилучшем виде. Ни о чем другом размышлять не рекомендуется.
Мне же представляется, что право собственности на средства производства и продукты труда должно быть у тех и только у тех, кто трудится в условиях этого производства. Иными словами, труд и только труд, а не деньги и не власть, может быть подлинным основанием права собственности. Всякий, кто трудится, должен быть собственником средств и результатов труда. А это значит, что трудовому коллективу предприятия (и никому другому) должны принадлежать средства производства и производимая продукция. Купля-продажа труда выглядит нелепо и противоестественно, превращая самого человека в рыночный товар.
Иными словами: настала пора исключить из общества такую вещь, как наемный труд, а, стало быть, и внешнее управление трудовыми процессами. Это значит, что всякое предприятие должно быть предметом коллективно-долевой собственности. Иные виды собственности в обществе должны быть, в конечном счете, исключены, как нарушающие требования справедливости и нравственности. Пока что гуманитарии и правоведы обходят почему-то стороной подобные веши. Все мы привыкли думать, что человек с его способностями может и должен быть предметом (объектом) внешнего управления. Между тем, общественные формы устройства, допускающие это, теряют свои духовно-нравственные основы. Наступает пора в полной мере осознать это.
Хочется подчеркнуть еще и такой момент; общество в его нынешнем виде не способно должным образом вписываться в окружающую природную среду. Общество, входя в противоречие с духовно-нравственными ценностями человека, естественным образом приходит и в противоречие с природными ценностями. Интересы частого капитала возвышаются над всем прочим, подавляя как общественные, так и экологические интересы. Феномен господства и агрессивности капитала в свое время проявился в колонизации различных стран и народов, а ныне дает себя знать в явлении глобализации.
Итак, я склонен делать такой вывод. Наступила пора осознать, что коллективная, или точнее, коллективно-долевая собственность является единственно допустимой, если мы хотим исключить те или иные формы эксплуатации человека, сделать общество духовно-нравственным. Иными словами, пора совершить переход от принципа внешнего управления к принципу самоуправления. А вот рынок труда должен исчезнуть. Допустимым может быть только рынок товаров. В общем, необходимо переходить к модели кооперативного жизнеустройства.
Замечу, что кооперативные (самоуправляемые) структуры являются результатом самого исторического процесса. Они уже достаточно давно появлялись как нечто естественное и закономерное в ходе социального развития. Это, пожалуй, было особенно характерно для России с ее природно-климатическими особенностями. И ещё один момент: национально мыслящая интеллигенция России конца XIX - начала XX века связывала будущее страны с растущим кооперативным движением в различных сферах экономической жизни. Так, Дмитрий Менделеев (1834-1907), которого мы знаем как крупного химика, много времени уделял также и социально-экономическим исследованиям. Он писал в одной из своих работ: «Артельно-кооперативный способ борьбы со злом капитализма, со своей стороны, считаю наиболее обещающим в будущем и весьма возможным для приложения во многих случаях в России, именно по той причине, что русский народ, взятый в целом, исторически привык и к артелям, и к общинному хозяйству» (Менделеев Д.И. К назначению России. (7-е издание.)-СПб., 1912, с. 105-106).
Хочу особо подчеркнуть такую вещь. В начале ХХ-го века во времена правления Александра III и при Николае II кооперативное движение в России приняло небывалый размах. Бурный рост кооперативного движения сказался на общем экономическом росте страны. Можно сказать так: за период с 1890 по 1913 год, т.е. за.23 года, вместо одной России как бы стало четыре. Накануне Первой мировой войны ведущий английский экономист Э. Нори публично сделал такие тревожные выводы: «Если западные страны не сумеют удержать Россию, то к 1930 году ей не будет соперников. И Европа, и США окажутся на коленях перед таким гигантом».
И я думаю, совершенно неслучайно Западом была организована Первая мировая война (1914 1918), в целом направленная против России. Однако после первых неудач России в войне произошел знаменитый Брусиловский прорыв, грозивший для Европы тяжелыми последствиями.
Чтобы избежать этих последствий, Западу пришлось, опираясь на тайные структуры, простимулировать в России Февральскую революцию 1917 года. Любопытная деталь: Временное правительство, чтобы упрочить свое положение, вынуждено было публично продемонстрировать свою поддержку кооперативному жизнеустройству России. Это выразилось, в частности, в том, что Временное правительство ради своего упрочения утвердило 20 марта 1917 года Общий закон о кооперативах и их союзах, который объял все виды кооперации и ввел свободу образования кооперативных союзов. В обществе стала очень популярной идея радикальной реорганизации хозяйственного строя страны на кооперативной основе. В марте 1917 года состоялся 3-ий Всероссийский кооперативный съезд в Москве, который учредил постоянно действующий Совет Всероссийских съездов. Положение об этом Совете было утверждено Временным правительством 1 августа 1917 года. При Совете Всероссийских съездов были созданы отделения: юридическое, статистико-экономическое, образовательное, инструкторское, хозяйственное, издательское, была создана центральная кооперативная библиотека. Это был духовный центр русской кооперации. И появилась опасность, что ситуация в стране может повернуться не в ту сторону, о которой мечтали тайные структуры Европы и США.
Я не удивляюсь тому, что стала возможной ещё и Октябрьская революция 1917 года. Причем, большевистское правительство, организованное после Октябрьской революции, тоже было вынуждено поначалу демонстрировать свою поддержку кооперативным структурам. Вспомним: на правительственном уровне в 1921 году была даже объявлена Новая экономическая политика (НЭП), учитывающая феномен кооперативного движения в российском обществе, и просуществовавшая до 1927 года. Как известно, Ленину даже пришлось писать специальные работы по значимости кооперации. И лишь потом были предприняты надлежащие усилия подчинить процессы кооператизации построенному государству. А именно: в сельскохозяйственной России было организовано колхозное движение, в ходе которого сельское хозяйство было подчинено партийно-государственной власти в надлежащей степени и форме. Возникло социалистическое государство, которое поначалу было даже нацелено на мировую революцию. Правда, такая революция все же не смогла состояться, несмотря на созданный для этой цели Интернационал, как международную организацию.
Зато в стране благодаря централизации собственности и капитала в руках государства поначалу имел место бурный экономический рост. Более того, тайным структурам вновь пришлось тормозить Россию с помощью Второй мировой войны 1941-1945 годов. Но в этот раз, вопреки вражеским проискам, победа Советского Союза значительно преобразовала Европу. И не удивительно, что вскоре после окончания войны, в 1953 году, пришлось ликвидировать сталинское правительство и самого Сталина, чтобы, не дай бог, не случилось бы чего-нибудь неприятного для либерально-рыночного Запада. После чего начались процессы постепенной перестройки Советского Союза с расширением фронта «демократических» устоев общества. В конечном счете, уже в 80-х годах была объявлена перестройка в официальном порядке.
Заметим, что за рамками официальщины в России опять вспыхнули стихийные процессы кооператизации общества, охватившие различные сферы экономики. Известный экономист из Санкт-Петербурга Сергей Андреев в своей книге «Набат» (2002 г.) написал в одном из разделов о возникшей в 1985 году системе М. Чартаева, которую рассматривал как новую модель социально-экономического устройства общества. В рамках этой модели, которая воплощала в себе принципы самоуправления и кооперации, были достигнуты феноменальные результаты, И это произошло в Дагестане (с. Шухты). С. Андреев вынужден был признать, что лучшей по эффективности труда хозяйственной структуры, реализованной Магометом Чартаевым, мир не знал. От себя скажу: это была кооперативная система в её современном виде с использованием различного рода новшеств. В частности, распределение прибыли осуществлялось в соответствии с величиной трудового вклада, а не с величиной внесенных паев. Любопытная деталь: социальная сфера, включая школы, больницы и т.д., была обеспечена в рамках этой системы в 10 раз лучше, чем в среднем по России. К тому же, мы убедились на практике, что переход к кооперативному (самоуправляемому) обществу не нуждается в применении насилия и нарушении демократических и правовых принципов, т.е. в каких-либо революциях.
Кстати, об опыте М.Чартаева хорошо знали М.Горбачев и Е.Гайдар, многие другие политические деятели. Что же произошло? А вот что. Были включены соответствующие тормоза, поскольку Россию направляли в другую сторону западные политики и интересы мировой олигархии. В итоге в рамках реформированной России опять закрепились локальные механизмы внешнего управления с эксплуатацией человеческого труда, ставшего предметом купли-продажи. Такая модель внешнего управления казалась более целесообразной, поскольку легче вписывалась в систему мировой финансовой олигархии.
Демократические устои советского общества были заменены на либерально-рыночные процессы, основанные на распространении частной собственности. Территориальная целостность СССР была разрушена, чтобы не случилось какой-либо неприятности для мировой системы капитализма. Что касается новой России, то был найден способ привязать её к интересам Запада, перестроив в направлении ресурсно-сырьевой (и, по сути дела, колониальной) системы. Из этой ямы мы пока что не выбрались.
На дворе ХХ1-ый век, а мы все ещё не можем осознать глубинные потребности общественной формы жизни, которая, по самой своей сути, должна базироваться на растущих масштабах самоуправления, закрепляющего сам феномен общества в его бытии и единении с остальной природой. Никаких иных способов выживания, попросту, не существует. Мы слишком много и уже давно говорим о ноосфере, но суть этой вещи до сих пор толком не понимаем. Мы хотим гармонии общества с природой, забывая о том, что этому должна предшествовать гармония человека и общества. Мы не осознаем в должной мере, что если принципы самоуправления нарушаются, то это означает конец развитию и возможности единения общества и биосферы. Я полагаю, что препятствием этому единению является именно внешний характер управления, который явно затянулся, исключая самоуправление. Что касается научных исследований, то они постепенно переходят в беспрекословное подчинение бизнесу. А в условиях ресурсно-сырьевого общества колониального типа наука вообще теряет потенциал своего развития.
Мы оказываемся не способными решать ни социальные, ни экологические проблемы в силу неразрешимых противоречий между обществом и природой, человеком и обществом. В свое время академик Н.Н.Моисеев, занимаясь проблемами экологии, пришел к мысли связывать понятия человека, среды и общества в единое целое. Им даже была написана монография «Человек. Общество. Природа» (1982 г.). Проблемам коэволюции общества и биосферы он придавал большое значение. К сожалению, самая главная проблема, а именно проблема гармонического единства человека и общества осталась в стороне. Мы до сих пор не осознаем в должной степени, что решение этой проблемы заключается в создании модели самоуправляемого общества. Переход к этой модели означает постепенное сжатие сферы внешнего управления. При этом оказываются разрешимыми как социальные, так и экологические проблемы.
Причем, государство может всячески помогать этим процессам, встраиваясь в них и нацеливая общество на принципиально новое жизнеустройство. Для начала нужно было бы создать соответствующие механизмы кооперативного жизнеустройства, исключив такие вещи как наемный труд, сделать труд человека единственным основанием права собственности в сфере производства и экономики. Причем делать это можно было бы, опираясь на существующие законы о кооперации, например, на статьи 107-112 Гражданского кодекса РФ. Ничто не мешает сделать такой шаг: частную (индивидуальную) приватизацию заменить в расширяющихся масштабах на коллективную приватизацию. Каких-то особых организационно-технологических сложностей по сравнению с частной приватизацией в этом деле не возникает. Причем, государство должно этому всячески способствовать, Все природные ресурсы должны перейти в собственность государства, на которое должны возлагаться функции общенародной значимости. Иными словами, на первом этапе должен быть создан кооперативно-государственный строй общества. И, в конечном счете, само государство со временем должно трансформироваться в высший (союзный) орган кооперативного управления, т.е. самоуправления. Возникающий тип общества можно будет назвать кооперативным (или самоуправляемым), в рамках которого мы, наконец-то, сотворим гармонию между человеком и обществом, обществом и природой. В обществе станет невозможным духовно-нравственный распад. Причем, решение социальных проблем станет гарантией решения экологических проблем. Пока же, повторю, природа буквально гибнет на наших глазах, что является ярким показателем гибели самого общества в силу несовершенной модели жизнеустройства. Однако в должной степени мы этого пока не осознаем. А научные исследования в их нынешнем виде лишь позволяют ускорить наступление катастрофы сложившейся системы жизнеустройства. Нынешнее общество можно рассматривать как античеловеческое, о чем можно судить по признакам нравственной катастрофы в сложившихся социальных структурах. Такое общество, естественно, не может быть и экологическим. Оно нацелено против природы именно потому, что нацелено против себя. А вот кооперативное (самоуправляемое) общество обладает выживаемостью во всех аспектах жизни, и необходимо во всех странах мира. Оно и только оно является гарантией народного единства, без которого общество будет нежизнеспособным и не сможет устоять перед трудностями. В мировом сообществе, наконец-то, установятся взаимное сотрудничество и добрые отношения.
Мы часто уделяем внимание различного рода дефектам в нашем обществе. Говорим и пишем о необходимости борьбы с коррупцией, воровством, безответственностью, с дефектами в области образования и воспитания, сферы обслуживания, политики и экономики. Между тем, требуется осознание того, что надо менять основания сложившейся модели жизнеустройства, и, в первую очередь, реконструировать систему отношений собственности, сделав кооперативную (самоуправляемую) структуру универсальной, лежащей в основании общества.
Необходимо заметить, что в последние полвека рост кооперативных структур стихийно происходит практически во всех странах мира. Вспомним, хотя бы, о шведском социализме. Весьма заметен рост интереса к кооперации в Китае, США, Норвегии, Финляндии, Индии, Германии, Швейцарии, странах Южной Америки, Канаде, Голландии, Японии. К сожалению, кооперативные структуры в современном мире возникают в основном как инструмент борьбы с кризисными ситуациями, в частности, с безработицей. Вытеснение частных собственников и финансовых воротил (банкиров), чиновников-коррупционеров из хозяйственных структур быстро не произойдет. Важно, чтобы в обществе росло осознание социально-философской значимости самоуправления и формирования кооперативных структур.
Кооператизация общества, базирующаяся на принципе самоуправления, должна охватывать все сферы производства, обслуживания и культурно-образовательной жизни. Если мы этого не можем понять, то гибель общества предрешена, о чем говорит рост различного рода конфликтов и масштабных экологических неурядиц в современном мире. Мне представляется, что формирование кооперативных (самоуправляемых) типов жизнеустройства должно произойти, прежде всего, в России с её специфическими культурно-историческими и природно-климатическими особенностями, а также захватить США, Китай, как наиболее значимые в политическом отношении государства. Иначе будет неизбежен крах цивилизации во всемирном масштабе, которой, как мне представляется, вряд ли удастся дотянуть до середины этого столетия. Лишь кооперативное жизнеустройство и только оно способно решить все проблемы прогрессивных изменений в обществе. И это пора осознать!
Ю.Г. Марков, академик ПАНИ