Среда, 20 сентября 2017 19:18

Может ли наука быть участником рыночных отношений?

Автор

Не может, даже, так называемая, прикладная наука. Наука всегда и везде от своего зарождения в античные времена и до наших дней финансировалась обществом, государством. Современные большие корпорации, имеющие средства для своих научных исследований, – это тоже общества типа государства в государстве с внутренними отношениями далёкими от рыночных. То, что сейчас происходит с наукой в России,

это индикатор очень глубокой и системной болезни нашего общества и его высшей формы организации - государства. Вот признание заместителя руководителя ФАНО С.В.Кузьмина: «… ФАНО три года активно занималось инвентаризацией, регистрацией и постановкой на учет закрепленного за институтами имущества. Выявился явный переизбыток площадей: они превышают потребности организаций при существующих численности сотрудников и объеме выполняемых работ. Даже если исходить из советских нормативов, площадей у наших организаций в среднем в три раза больше, чем нужно, а в институтах бывшей РАСХН - в восемь раз больше.» А ведь речь идёт о площадях, построенных ещё в Советскую эпоху. Сама логика мышления руководства организации, управляющей наукой, извращена. Численность сотрудников и объём исследований даже не обсуждается, как не существенный вопрос, в центре внимания лишние площади. И может ли быть другая логика у коммерсантов-бухгалтеров-экономистов и юристов, руководящих ФАНО, оперирующих, оторванными от научного и вообще человеческого содержания, абстрактными денежными суммами, площадями, с целью «оптимизировать» расходы на ту отрасль, которая не приносит непосредственно прибыли. Задачу сократить затраты они успешно решат, и прибыль получат, распродав то, что «инвентаризировано, зарегистрировано и поставлено не учёт». А тут ещё приказ повысить зарплаты научным сотрудникам при сокращении финансирования. Как бухгалтеры справятся с этим противоречием? Элементарно, испытанным способом - сокращением численности этих самых сотрудников или их переводом на сокращённый рабочий день. Например, читайте ЗДЕСЬ.  При этом конечно же ещё высвободятся площади, а поскольку они уже поставлены на учёт, с этими излишками они справятся.

Да и может ли быть по-другому, если в стране нет своей идеологии, не определены цели развития, и отсутствует долгосрочный, да и вообще хотя бы какой-нибудь, план развития страны. А при отсутствии плана развития, управляющие страной временщики, объединившись в партию и руководствуясь сиюминутной выгодой, неизбежно будут сокращать и добивать культуру, науку и образование, как отрасли, способные дать ощутимый результат в невидимой ими далёкой перспективе. Это та «прибыль», которую они никак не могут оцифровать своими  бухгалтерско-экономически-юридическими мозгами, которая поэтому для них как бы и вовсе не существует. Поэтому они способны только решать задачу сокращения затрат, и , если их не остановить, сократят до собственной зарплаты.

PS. А наш главный менеджер, чтобы ввести в заблуждение и расслабить наших геополитических противников объезжает мустангов и «Калины», самолёты и подводные лодки, съезжает с гор на лыжах и кладёт спарринг-партнёров на татами и даже ловит щук. А чё парить мозг, страной управляет проверенная перестройкой команда под руководством главы правительства, играющего роль «ДемОна» или наоборот. А министры, один другого достойней. Вот сейчас у нас из-под прикрытия болонской системы рванёт на недосягаемую высоту образование под руководством хорового дирижёра и специалиста по истории православной церкви. А может быть школа превратится в клирос.

Или уже есть неизвестные нам «шараги» или сколковы, в которых творят безвестные курчатовы, королёвы, туполевы. И скоро появятся космолёты с гравицапами, термоядерные электростанции и ё-мобили, доставляющие пассажиров куда надо без водителей, а страной будет управлять всемогущий искусственный интеллект, не подверженный коррупции. А что? У нас демократия и свобода вероисповедания. Выбирайте, кто Магомета, кто Исуса, кто Бакс, а кто ещё и главного менеджера. А вот неверующим – всегда тяжело.